Новыми технологиями по инерции

Творческая  лаборатория
Педагогический марафон «Технологизация учебного процесса как условие качественного образования», состоявшийся в облфилиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», педагоги области посвятили Дню Первого Президента РК. По их мнению, все новые процессы, происходящие в нашей стране и в системе образования, в частности, — заслуга Главы государства.
Цель марафона — совершенствование профессионального мастерства, обмен опытом в части работы по новым технологиям, распространение наработок творчески работающих учителей. Как известно, в 2015 году все школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, поэтому тема технологизации учебного процесса весьма актуальна.

О том, что в «Өрлеу» пришли и съехались люди ищущие, не только использующие в процессе обучения новые веяния, но и сами экспериментирующие, издающие собственные труды, говорила ярмарка-выставка «Творческая лаборатория учителя-экспериментатора». Здесь можно было увидеть электронные варианты разработок уроков учителей, их дневники, различный дидактический материал по предметам, авторские работы учителей-практиков. Несомненно, большой интерес коллег вызвали труды учителя физики высшей категории СШ № 1 г. Кокшетау Назифы Закировой, работающей по технологии Т. Галиева. Она, разработав учебники физики и астрономии с 7-го по 9-й классы, предложила их в МОН РК. На республиканской ярмарке пединноваций этого года они отмечены главным призом, и сегодня стоит вопрос их применения на практике другими педагогами.

В первой части марафона за трибуну для обмена опытом работы выходили учителя, вооружившиеся трехмерной методической системой доктора педагогических наук, первого заместителя председателя правления АО «НЦПК «Орлеу» Жаумбая Караева. Чуть позже состоялась церемония открытия Ассоциации педагогов области, работающих по этой технологии. Как отметила начальник отдела МОИР облфилиала «Орлеу» Наталья Крамаренко, вначале вступления учителей области в эксперимент по технологизации учебного процесса, как важнейшего направления образования, были известны имена лишь четверых, работающих по технологии Караева. Когда же провели областное маркетинговое обследование, выяснилось, что по Караеву обучают детей 83 педагога, некоторые побывали на курсах автора. В этой связи было решено создать Ассоциацию учителей, чтобы разрозненно внедряющие эту технологию люди могли обмениваться наработками на мастер-классах, учиться друг у друга. Как оказалось, педагоги-караевцы добиваются неплохих результатов. К примеру, высокими показателями сдачи ЕНТ стали отличаться ученики педагога школы-лицея №2 из г. Ерейментау Ляззат Омаровой.

Но, к сожалению, на экспериментальную работу деньги учебным организациям практически не выделяются, поэтому в каждом районе по новым технологиям трудятся не более пяти-шести человек. Они, наработав определенный опыт, издают под руководством специалистов «Орлеу» брошюры с уроками и предлагают их на ярмарках-выставках. Сегодня просто необходимо, чтобы каждый учитель работал не по старинке, а на основе инноваций. Вместе с тем просматривается определенная инертность некоторых педагогов в этом направлении. Как отметила Наталья Крамаренко, много лет читающая лекции учителям по технологизации, нельзя учить современных детей, лишь пересказывая им содержание учебников, надо уметь организовать школьников так, чтобы они сами работали на каждом уроке. Вот задача всех технологий.

А что по поводу инноваций думают другие педагоги? Замдиректора по научно-методической работе СШ №19 г. Кокшетау Манат Кусаинова — инициатор внутришкольного эксперимента по внедрению технологий. Она рассказала, что школа третий год является участницей областного эксперимента по технологизации учебного процесса. На областном уровне работают три учителя и 37 — на школьном уровне. Внедрять технологии в практику — работа сложная, и говорить о том, что эксперимент в школе удался, еще рановато. Но то, что новые педтехнологии повышают качество образования, бесспорно. Это видится по интересу школьников к предмету, ответам учеников, результатам работы на уроках, растет творчество и самих учителей. Однако не все идет так гладко, как хотелось бы, поскольку имеет место быть определенное сопротивление части педагогической общественности, рассуждающей: я даю качественные знания на традиционной основе, зачем мне осложнять себе работу?

— Надо шагать в ногу со временем, сегодня объектом нашего внимания должен стать ученик, его личность, а мы педагоги, лишь консультанты, тьюторы. И новые педтехнологии работают на это, повышая качество знаний. Уважающий себя учитель, желающий работать творчески, просто обязан внедрять их, — считает Манат Кусаинова.

Ее коллега, учитель физики СШ №19 Любовь Давыдова, работающая по программе В. Монахова, уверена, что использование нововведений в процессе урока способствует развитию компетенций не только ученика, но и самого учителя.

— Я стала относиться к учебному процессу иначе, — говорит Любовь Михайловна. — Если раньше мы ставили перед собой задачу: что я должна дать? То теперь вопросы звучат в иной плоскости: что должны понимать, уметь и знать мои ученики и как смогут применять полученные знания. Одна из главных проблем нашей постсоветской школы — у нас не было диагностируемых целей. Мы давали материал, наверное, хорошо давали, стараясь разнообразить урок играми и т. д., но конкретными целями не были озадачены. К сожалению, в настоящее время монаховской технологией в нашем регионе мало кто из педагогов вооружился, и сегодня я здесь для того, чтобы привлечь к ней внимание учителей физики области.

Словом, для прибывших на марафон педагогов, желающих научиться, поделиться опытом, установить деловые контакты были созданы все условия: они делились наработками за педагогической трибуной, дискутировали на панельной дискуссии, стали участниками фестиваля мастер-классов учителей-технологов области. В завершение всем участникам были вручены сертификаты.

Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также