Работа над ошибками

Образование
Такого количества безрадостной статистики и конструктивной критики в адрес организаций образования региона в стенах ДК «Кокшетау» не звучало, наверное, никогда. Темой нынешнего совещания директоров средних общеобразовательных школ, в работе которого приняли участие заместитель акима области Даурен Адильбеков, заместители акимов районов и городов, стали повышение качества образования и подготовка к проведению ЕНТ в 2014 году.

Повышение качества знаний учащихся в условиях развития современной школы действительно приобретает особое значение. Ведь Президент страны Нурсултан Назарбаев неоднократно подчеркивал, что «…знания мы рассматриваем, как экономический ресурс государства, фактор производства». А Казахстан к 2050 году должен войти в 30 самых развитых государств мира. И без высокообразованной молодежи задачу эту не выполнить. Итоги же Единого национального тестирования, являющегося одной из форм контроля знаний учащихся, как нельзя лучше характеризуют работу школ по подготовке выпускников. И здесь, увы, как оказалось, гордиться акмолинским педагогам практически нечем.

Последние три года (2011 -2013) областная кривая основных показателей ЕНТ не улучшается, а остается на месте или падает вниз. Особенно неутешительными оказались результаты ЕНТ нынешнего года. По среднему баллу ЕНТ-2013 наша область находится на 15-м месте в стране. Количество выпускников, не достигших порогового уровня, больше только в Акпобинской области, а значит — предпоследнее место. Все десять лет по итогам сдачи ЕНТ ведется рейтинг «100 лучших школ республики». За это время в него попадала 21 средняя школа нашего региона. А из каждой соседней области — более чем по 40. Предпоследнее место среди областных центров страны по среднему баллу ЕНТ и у г. Кокшетау, а по математике и химии — вообще последние. Нечем похвалиться и моногороду Степногорску, который среди 15-ти своих казахстанских собратьев разместился на неудобном тринадцатом месте.

Что привело акмолинских педагогов и их воспитанников к таким результатам? Ведь еще несколько лет назад у нас гордились количеством медалистов и отличников, высоким процентом акмолинских выпускников, поступивших в высшие учебные заведения на государственный грант.

— В центре всех реформ неизменно находятся педагоги. Именно от них зависят, прежде всего, результаты повышения качества знаний учащихся, — считает руководитель областного управления образования Балым Избасарова — Одним из показателей уровня их профессионализма является наличие высшего образования. Однако его имеют только 83,4% учителей общеобразовательных школ. Гораздо ниже среднеобластного этот показатель в Коргалжын-ском, Шортандинском, Сандыктауском, Астраханском и Аккольском районах, а вот в Кокшетау он самый высокий — 92,1%. Почти 47% преподавателей общеобразовательных школ имеют высшую и первую квалификационные категории, что соответствует контрольной цифре 2015 года, определенной Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы. Уже сегодня этот процент значительно выше в Степногорске и Кокшетау, больше среднеобластного он в Атбасарском, Коргалжынском и Бурабайском районах.

Однако при этом ни одной школы Степногорска не оказалось в двадцатке лучших согласно областному рейтингу по итогам ЕНТ-2013. Правда, и среди занимающих последние 20 позиций их тоже нет. Нет там и школ областного центра, но в списке лидеров их всего три, столько же в Астраханском и Бурабайском районах. По две школы-лидера еще в шести районах. Не очень вяжется с устоявшимся мнением, что знания выпускников городских школ значительно выше сельских. Мало того, городские полнокомплектные школы больше всего снизили свои показатели ЕНТ. Среди учителей области, выпускники которых по результатам тестирования занимают первые пять позиций в рейтинге по предметам уже несколько лет подряд, больше всего преподавателей из Кокшетау — восемь, двое — из Степногорска. Нет в этом почетном списке ни одного педагога из Есильского, Целиноградского и Атбасарского районов, как и школ в лучшей двадцатке.

Без сомнения, на качество знаний учащихся влияет и слабая материально-техническая база школ, особенно сельских. Так, по итогам 2013 года обеспеченность кабинетами новой модификации по области составит 33,2% при плане 46,3%. Основная причина невыполнения — выделение средств из местных бюджетов не в полном объеме.

Государство запланировало к 2015 году обеспечение всех учащихся общеобразовательных школ бесплатными учебниками и учебно-методическими комплексами за счет средств из местного бюджета. Однако и в этом случае имеется серьезная разница между необходимыми суммами и фактически выделенными средствами. За три года реализации госпрограммы недофинансирование составило более 792 млн. тенге. Самый низкий процент закупа учебников от потребности в г. Кокшетау, Целиноградском и Астраханском районах.

В своем выступлении на совещании заместитель акима области Даурен Адильбеков пообещал системе образования всяческую поддержку для того, чтобы в ближайшие три года цифры по всем основным показателям сравнялись с республиканскими. Но потребовал при этом серьезной работы по исправлению создавшегося положения с ЕНТ в течение двух ближайших лет, возложив особую ответственность на директоров школ.

Надо сказать, что в области уже принят ряд мер для повышения качества знаний учащихся. Так, облуправлени-ем образования совместно с Центром мониторинга, новых технологий, информатизации и учебно-методической работы во время осенних каникул были организованы тренировочные сборы для 161 одиннадцатиклассника — претендента на знак «Алтын белгі». Организован постоянно действующий семинар для учителей естественно-математического направления. Районам поручено проведение на постоянной основе учебно-тренировочных сборов, практикумов, семинаров для качественной подготовки учащихся, определения уровня усвоения ими учебного материала. Специалисты всерьез занялись восстановлением методической работы, которая сегодня, к сожалению, хромает на обе ноги.

Говоря об улучшении результатов ЕНТ, которое во многом предопределяет судьбу каждого его сдающего, нельзя не вспомнить о роли семьи и родителей. Сегодня заключение ученых о том, что «… школа гарантирует шансы на успех, а семья реализует эти шансы», стало аксиомой. Тем более шансы эти немаленькие: с 2000-го года финансирование системы образования региона возросло в 12,4 раза и в нынешнем году достигло 48,6 млрд. тенге. Однако попечительских советов школ, которые активно создавались несколько лет назад, сейчас стало меньше. И возлагать вину за это только на педколлективы, думаю, не стоит. Многое зависит и от целеустремленности, работоспособности самого выпускника, воспитывать которые в нем обязаны взрослые.

По информации облуправления образования каких-либо изменений в сдаче Единого национального тестирования не ожидается. А улучшение его результатов во многом будет зависеть от объединения усилий всех заинтересованных сторон.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *