Почему депо «золотым» становится

Пожары в пристоличной зоне случаются чаще, чем в остальных районах области. Предположение, возникшее на основе сводок происшествий, к сожалению, верное.

– Да, статистические данные это подтверждают, – отвечал на один из вопросов, заданный на совместном заседании совета по противодействию коррупции и экологического совета при областном филиале партии AMANAT заместитель начальника управления организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ областного департамента по чрезвычайным ситуациям Быржан Ташенов.

Причины по его словам, таковы: дома построены неискорененным методом самостроя – возводят коттедж на свободном участке без всяких на то разрешений, а уж потом легализуют, документы получают, целевое назначение участка меняют. Проводку, установку электрокотлов часто доверяют случайным людям. Да и в целом плотность населения и жилых    строений выше, чем, допустим, в селах Жаркаинского или Сандыктауского районов.

При этом в относительно благополучной зоне ЩБКЗ в пяти пожарных депо работают более 400 профессионалов-спасателей. Часть из них, по словам Быржана Андагаровича, переведут в Целиноградский район.

Но в стремительно растущий г. Косшы перевести никого не могут, потому что некуда. То есть город, население которого уже перевалило за 100 тысяч, есть, пожары случаются нередко, а вот пожарного депо там до сей поры нет.

Хотя, согласно всем планам, в том числе и дорожной карте партии AMANAT по Акмолинской области, начать работать столь нужный объект, рассчитанный на четыре пожарные машины, должен был еще в 2023 году.

Пытаясь ответить на вопрос «Почему? Кто виноват?», Быржан Ташенов сказал: «Подрядчик отказался». Для членов советов это прозвучало неожиданно: куда чаще заказчикам приходится с подрядчиком договор разрывать, заносить их в реестр недобросовестных поставщиков услуг, взыскивать неустойки… А в этом случае – наоборот.

Хотя денег из республиканского бюджета на это выделили немало. По плану территориального развития Астанинской агломерации в 2021 году разработана ПСД, в соответствии с договором о государственных закупках от 29 марта 2022 года заключен договор с ТОО «Многопрофильная компания Достар» (Алматы). Общая сумма договора составляет около миллиарда тенге, строительство начато в 2022 году.

Но за полгода до предусмотренного договором завершения работ в июле 2023 года подрядчик строительно-монтажные работы приостановил «в связи с удорожанием сметной стоимости проекта».

Законное право на это есть: согласно статье 655 Гражданского кодекса, «Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 %». Действительно ли превысила, если да, то насколько, кто и как пытался вопрос решить, уже не узнать.

В 2024 году срок договора на строительно-монтажные работы с подрядчиком ТОО «Многопрофильная компания Достар» истек и не пролонгирован. Подрядчик продолжить реализацию проекта отказался. Объем строительно-монтажных работ по проекту выполнен на 66 %.

Прошло полтора года… В апреле Министерство по чрезвычайным ситуациям заказало ТОО «Центр    строительной экспертизы» г. Караганда (и оплатило соответственно) техническое обследование объекта. В сделанном заключении объект признан технически исправным, возобновлять строительство можно.

В сентябре из республиканского бюджета выделили 18,6 млн тенге для проведения корректировки ПСД с прохождением экспертизы проекта пожарного депо.

25 октября с проектировщиками ТОО «Ремстройпроект» заключен договор для проведения корректировки ПСД на оставшиеся виды работ без изменения проектных решений. По расчетам проектировщиков, для завершения строительства необходимо 755 млн тенге. Это как минимум, точная сумма будет известна после прохождения госэкспертизы. Сейчас ПСД находится на этой стадии, завершение строительства запланировано на 2027 год.

Сколько понадобится денег для завершения? Изыщут ли их в республиканском бюджете, переживающем отнюдь не лучшие времена? Уже очевидно, что депо может быть названо «золотым».

Насколько вырастет население Косшы в к этому времени? И главное – сколько пожаров может случиться, сколько людей и имущества пострадают в ожидании пожарных спасателей из Астаны, других близлежащих населенных пунктов?

На эти вопросы можно будет найти ответы только со временем. А вот ответить на вопрос, почему это случилось, надо уже сейчас.

Фото Нурбулата Бектурганова.

Читайте также