Хайретдин и Магжан

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Представители казахской интеллигенции Хайретдин Болганбаев и Магжан Жумабаев были людьми высокого порыва и самопожертвования, в памяти народа они остались безусловным образцом нравственности, бескорыстия и преданности национальному и гражданскому долгу.

Хайретдин и Магжан познакомились в Петропавловске, когда учились в медресе. Студенты духовной семинарии изучали арабский, персидский, турецкий языки, историю тюркских народов. Решив еще пополнить свой багаж знаний, юные Хайретдин и Магжан покинули Петропавловск и отправились в дальний путь. Тяга к знаниям привела Хайретдина в Оренбург, где он поступил на учебу в медресе «Хусания», а Магжан направился в Уфу в медресе «Галия».

В свое время выдающийся поэт Магжан Жумабаев дал высокую оценку своему соратнику Хайретдину Болганбаеву, так характеризуя его: «Бір кемі жоқ, бір теңі жоқ – Болғанбай» – «Болганбай – без изъянов и не имеет себе равных».

Хайретдин Болганбаев был одним из организаторов Туркестанской автономии. Советская власть была против создания Туркестанской автономии и ввела войска… Свидетель тех кровавых событий Хайретдин написал статью «Тұла бойлары қан сасиды» («Все пропахло кровью»), которая была опубликована в газете «Бірлік Туы» 15 марта 1918 года: «Это дни, когда из пулеметов убили не только «солдат правительства», но и тысячи ни в чем неповинных людей, разгромили в пух и прах весь Коканд. Это дни, когда подвергли кровавой расправе безгрешных мусульман… Человекообразные существа растоптали цветок свободы, который только начал прорастать… Забудет ли когда-нибудь народ Туркестана эти дни ужаса?! Не даст забыть горячая кровь безгрешных и чистые души тысяч невинных детей. Не даст забыть эти дни честь мусульманских женщин, лиц которых, кроме солнца, никто не видел… Бедный Туркестан! Только вчера ты радовался возвращению потерянной свободы, равенства. Ты вспомнил великого и могучего Тимура, мудрого Бабура под воздействием большой перемены в России. Нет, ты был обманут! Под чужим ветром перемены не оживет забытая свобода. Если ты так жаждешь увидеть свободу, ветер перемен должен исходить от тебя самого. Не придает тебе силу ветер, занесенный из Европы, из России! Ты еще в мерзлоте, хоть и солнце твое знойное, огонь свободы горит. Ты согреешься, если по твоим жилам пробежит невинно пролитая кровь. Только тогда ты увидишь Тимуров и Бабуров! Ах, как вокруг пахнет кровью! Увидев эту кровь, я больше не могу оставаться холодным, безмолвным! Эта кровь не дает мне уснуть! Пока она стоит перед глазами, я не могу лежать, укрывшись дорогим одеялом. Она меня будет душить, задавит…».

В этих щемящих душу строках Хайретдин Болганбаев разоблачает насилие и жестокость большевиков, которые держали в кулаке казахов, еще не покинувших объятий темноты и безграмотности…

В ранних статьях Х. Болганбаева «Казахские учащиеся в медресе «Хусаиния», «Открытое письмо Габдулле Шокаеву», «Женитьба до рождения», «Аренда земли», «Литературный долг», «Литературный вечер», «Годовщина смерти И. Гаспринского» отражены наиболее насущные проблемы казахского общества и колониальной экспансии царизма.

В работах же, написанных в годы активной политической деятельности, – «Туркестанский край», «Сила веры», «Казахи и Кокандский съезд», «Кровопийцы», «Перемены в течение суток», «Февральская революция», «Советская власть и Восток» и другие, в которых ярко проявляются его острый ум, стремление к истине и глубокое стремление служить своей Родине.

Х. Болганбаевым был написан и ряд художественных произведений: «Золотое озеро», «Краткая сказка жизни», «Мельница». В 1934 году его статья о мусульманском просветителе тюркского мира Исмаиле Гаспринском была издана в сборнике в Турции.

Перу Магжана Жумабаева принадлежат такие строчки: «Я не умру, и дух мой не умрет, что смерти нет, не знает всякий сброд. Я сам и царь, и сам себе судья, совет мне даст лишь явный сумасброд». (Мaгжaн Жумaбaев, «Избpaннoе». Сoстaвитель Мaнсуpoвa С., 2006 г.).

В этих словах Магжан Жумабаев сам определил свое место и значение в истории. Несомненным является и то определение, которое было дано выдающемуся поэту при жизни и после его ухода. Все его творчество – это соединение восточной и европейской культур. Начиная от эпохи Возрождения и оканчивая символизмом, поэт воспринимает общечеловеческое художественное наследие. Надо заметить, что и такое литературное направление, как экзистенциализм, просматривается в его творчестве. Многие исследователи казахской литературы, особенно в последние десятилетия, утверждают, что Магжана Жумабаева необходимо рассматривать «как представителя Серебряного века», говорят о необходимости интенсивно изучать этот период русской поэзии. «Ибо поэтическое наследие Магжана Жумабаева – великого поэта казахского народа всех времен – является неотъемлемой его частью» (Сатаев А. «Магжан и Мандельштам», «Аманат», 2007 г.).

Стихотворение Магжана Жумабаева «Орамал» («Платок»), созданное в 1916 году и бичущее царских карателей, становится песней казахских повстанцев.

Вершиной творческой работы Магжана является программа «Алка» и манифест «Табалдырық». В последнем автор писал, что власть не имеет права навязывать писателям свою волю. Магжан придерживался принципа свободы и независимости в литературе.

Хайретдин Болганбаев и Магжан Жумабаев занимались журналистикой. Хайретдин в 1913 году начал писать свои первые статьи в газету «Қазақ», где редактором трудился Ахмет Байтурсынов. В 1917-1918 годах вместе с Мустафой Шокаем и Султанбеком Ходжановым он издавал газету «Бірлік Туы». Магжан на втором этапе своего творческого пути (1917-1924 гг.) также занимался журналистским просвещением, в 1922 году он издал труд под названием «Педагогика», некоторое время он был редактором изданий «Бостандық Туы» и «Кедей сөз».

В первой половине 20-х годов Х. Болганбаев и М. Жумабаев проживали в Ташкенте, где работали в газете «Ак жол», печатались в местных журналах «Шолпан» и «Сана». В 1927 году Хайретдин и Магжан работали в Петропавловске преподавателями в педагогическом техникуме и в совпартшколе.

В первый раз НКВД арестовали Х. Болганбаева и М. Жумабаева в 1929 году. Хайретдин был обвинен в связях с руководителем пантюркистской организации и басмаческого движения Заки Валидовым в целях свержения Советской власти, а также в связях с руководителем ныне вскрытой в Казахстане националистической повстанческо-террористической и шпионско-диверсионной организации Султанбеком Ходжановым. Магжану инкриминировали создание им в 1921 году группы «Алка» якобы для подпольной деятельности, хотя группа эта была организована представительством Казахской АССР при Сибревкоме для широкого осведомления населения Сибири о Казахской республике.

В 1929 году Х. Болганбаев и М. Жумабаев были отправлены из Казахстана в Россию, в Бутырскую тюрьму для проведения дальнейших следственных мероприятий московскими следователями. 4 апреля 1930 года «тройка» ОГПУ – НКВД СССР приговаривает Х. Болганбаева и М. Жумабаева к высшей мере наказания – расстрелу. Далее смертный приговор заменяют 10-летним заключением с отбыванием в Архангельске в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

Во второй раз НКВД арестовали Х. Болганбаева и М. Жумабаева в 1937 году. Было вынесено решение лишить их жизни, как «врагов народа». Хайретдин расстрелян 23 ноября 1937 г. Реабилитирован приказом Алма-Атинского областного суда 24 августа 1957 г. Захоронен в п. Жаналык Талгарского района Алма-Атинской области.

Магжана арестовали 30 декабря 1937 г. К прежним обвинениям добавился шпионаж в пользу Японии. Расстрелян он был 19 марта 1938 года. Полностью реабилитирован только в 1988 г.

Хайретдин Болганбаев и Магжан Жумабаев – явление бессмертное в истории Казахстана. Как бы ни хотела Советская власть предать их забвению, они вернулись к своему народу. Их творчество – это бесценный дар для нас, потомков. Мы должны чтить память Хайретдина и Магжана, читать их произведения, жить по их заповедям. Хайретдин и Магжан знали, что их жизнь оборвется рано. Знали, что стоят на пути верной погибели, но верили в будущее поколение, за свободу которого отдали свои жизни.

Достык КАМЕЛОВ,
президент республиканского общественного объединения «Жертв политических
репрессий
мени Хайретдина Абдрахмановича Болганбаева», экономист-политолог.

Фото предоставлено автором.

Читайте также