Плохое обслуживание, некачественная уборка номеров и территории, а порой и элементарное отсутствие вежливости – вот далеко не полный перечень претензий туристов к отечественным курортам.
Почему же при достаточно высоких ценах у нас такой слабый уровень сервиса? О повышении качества услуг говорится не первый год на самых разных площадках. И если в Бурабае, который посещают только по официальным данным 1,2 миллиона туристов в год, положение постепенно выправляется, то в других туристических локациях этот воз и ныне там…
Причин у проблемы немало. И ключевая – дефицит кадров. Причем не тех специалистов с высшим образованием, которых могут себе позволить разве что крупные отели (хотя и их не хватает). А самых обычных рабочих рук – поваров, официантов, посудомойщиков. Об этом говорили предприниматели членам областного общественного совета, приехавшим в Зерендинскую курортную зону, чтобы ознакомиться с положением дел…
На берегах озера Зеренда немало уютных обустроенных зон отдыха. Летом свободных мест здесь нет даже в рабочие дни. И это – несмотря на немалую стоимость отдыха: сутки в двухместном номере или домике с удобствами на берегу озера в среднем обойдутся семье из двух-трех человек в 60 тысяч тенге.
Но даже сейчас, в разгар туристического сезона, владельцы и арендаторы турбизнеса жалуются на нехватку кадров.
На небольшой, но уютной территории семейной зоны отдыха «Акданат», принадлежащей ИП «Калипенова», свободных мест нет. Вокруг – настоящая сказка. Среди сосен – уютные деревянные домики со всеми удобствами, на пляже – деревянные лежаки с белыми балдахинами. Есть здесь и столовая, и массажный кабинет, и даже летняя игровая комната с тренажерами и настольным теннисом…
Предприниматель Айгерим Калипенова рассказывает, что этот участок ее семья взяла в аренду на 25 лет, с 2015 года здесь постоянно что-то достраивают и улучшают. А вот кадров не хватает. 33 номера обслуживают всего трое штатных сотрудников, еще несколько человек работают по договору. И, по словам Айгерим, недостающий персонал набрать никак не получается.
– Зарплаты у нас хорошие: горничная получает 200 тысяч, официант – 250, посудомойщица – 300. На сезон работникам предоставляем проживание здесь и бесплатное питание. Но желающих трудиться нет, – сетует Айгерим.
В чем же дело?
В том, что лето в Акмолинской области очень короткое: три месяца, из которых половину июня и половину августа купаться позволяют себе только самые закаленные. Так что большинство зон отдыха здесь работают сезонно, с мая по сентябрь. Так же работает и персонал. То есть с мая по сентябрь получаешь свои 250 тысяч, а на зиму ищи что-то другое…
Есть проблема с кадрами и у детского лагеря «Парус». Управляющая лагерем Асель Абайдуллаева рассказывает, что здесь работает около 25 сотрудников без учета вожатых, восемь человек – в штате, остальные – кухрабочие, повара, официанты – по договору. Чтобы уменьшить дефицит, а особенно не хватает поваров, спортивных инструкторов – по договоренности с местными колледжами приглашают на работу выпускников и старшекурсников.
– Но даже несмотря на хорошие зарплаты, текучка у нас очень большая. Постоянно не хватает поваров, хотя условия работы неплохие: работают в три смены, зарплата – около 20 тысяч тенге за смену. С местными тяжелее всего: заболел, не вышел, мама не пустила. С теми, кто живет на территории, легче. Но нехватку рабочих рук ощущаем всегда, – рассказывает Асель.
Впрочем, на отсутствие персонала жалуются и те предприниматели, чей бизнес работает круглый год. Например, руководство придорожной зерендинской гостиницы «Керемет». С 2022 года, когда было построено здание гостиницы, она завоевала большую популярность у гостей. И днем, и ночью сюда приезжают туристы, дальнобойщики – пришлось даже увеличивать количество спальных мест в номерах. Хвалят и здешнюю столовую. Но… с работниками трудно. Из шестерых штатных сотрудников одна женщина приезжает на работу из Кокшетау, другая – из села Викторовка. Местные работать не хотят, хотя и нужны еще один повар, кочегар…
И если бизнесу как таковому государство оказывает поддержку – возмещает затраты на строительство объектов, помогает субсидиями – то кадровый вопрос приходится решать самостоятельно. При общем дефиците трудовых ресурсов на севере страны нехватка рабочих рук сказывается в первую очередь на уровне сервиса. А предприниматели, стремясь заработать в короткий летний сезон, не в состоянии ни содержать персонал круглый год, ни платить сотрудникам столько, чтобы они могли остаток года не работать.
И похоже, такое положение дел не изменится, пока туризм здесь остается сезонным и востребованным лишь на внутреннем рынке.
Руководитель областного управления туризма Андрей Подгурский считает, что в такой небольшой курортной зоне, как Зеренда, рассчитывать на бурное развитие не приходится.
– Учитывая, что посещают Зеренду всего около ста тысяч человек в год, содержать там большие отели, которые необходимо отапливать зимой, нерентабельно. Проводить на берега озера водопровод и канализацию тоже никто не будет: эти колоссальные затраты никогда не окупятся. Поэтому и развивается в основном туризм выходного дня. При этом в течение трех последних лет предприниматели Зерендинской курортной зоны получили в качестве мер господдержки более 100 млн тенге. Это и возмещение 10 процентов затрат на строительство объектов размещения, и покрытие 25 процентов стоимости автобусов для перевозки туристов, и ежемесячные выплаты на содержание санитарно-гигиенических узлов, – рассказывает Андрей Подгурский.
По его словам, поток туристов в Зеренду все-таки растет на 10-15 процентов ежегодно. К тому же строится новая трехполосная дорога Кокшетау – Зеренда с реверсивным движением, которая должна улучшить транспортную доступность курорта. Возможно, вскоре это даст новый импульс развитию туризма в Зеренде.
Однако поможет ли это привлечь в живописные леса желающих поработать – большой вопрос…
Фото автора.