ПО ОБРАЩЕНИЮ В РЕДАКЦИЮ
«Ключи от квартир в новых жилых комплексах, построенных в безопасной части города Атбасара, были вручены 200 семьям, пострадавшим от паводков в прошлом году. Квартиры сданы в чистовой отделке и оборудованы всем необходимым» – такие новости с красочными фотографиями осенью 2024 года облетели местные и республиканские СМИ.
Жители подтопленных домов горячо благодарили местные власти за предоставленное жилье. Но первые осенние дожди и морозы заставили их писать письма во все инстанции…
Зима давно закончилась, но недоделки, вскрывшиеся в новых домах, до сих пор не устранены. Вместе с членами областного и районных филиалов Народной партии Казахстана мы побывали на месте, побеседовали с жителями в их квартирах. Жильцы 45-квартирного жилого дома, расположенного в микрорайоне № 1, утверждают в один голос: недобросовестные подрядчики до сих пор ничего не сделали.
Инвалид второй группы Сауле Халимбетова может передвигаться только на коляске. После наводнения в 2017 году она восемь лет ждала собственное жилье. Женщина проживает вместе с пожилыми родителями – инвалидами первой и третьей групп.
– Мало того, что нам предоставили квартиру, которая не подходит для проживания из-за состояния моего здоровья, так еще и качество ее ужасное. Практически все стены многоквартирного дома прошлой зимой покрывались плесенью. Мы не понимаем, как такое жилье приняли? Местные власти, к которым неоднократно обращались, винят подрядчика.
Инвалид-колясочник изначально просила предоставить ее семье квартиру в ЖК «Инжу», где имеется лифт. Но, по ее словам, к ней не прислушались.
Жители дома просили сотрудников райакимата показать проект благоустройства двора, но ответа не последовало. Дозвониться в госучреждение, по словам людей, невозможно, на телефонные звонки никто не отвечает.
Наталья Крыжняя получила квартиру в этом же доме 7 октября прошлого года.
– В декабре по всей квартире на окнах и стенах пошла плесень, – показывает женщина, отодвинув шторы. – Из окон дуло, два раза зимой нам меняли стекло, потому что оно покрывалось льдом и лопалось. Откосов вообще не было, только недавно подрядчик их сделал и дважды произвел дезинфекцию. Сейчас жарко, все просохло, пока плесени нет. Но что будет зимой? Есть проблемы и с полом. Линолеум постелен кусками и склеен скотчем, под ним ощущаются ямы, основание пола крошится. Мой ребенок страдает вальгусной деформацией стоп, но я до сих пор не могу добиться, чтобы выровняли пол.
У ее соседки Галины Калачевой на руках взрослая дочь с инвалидностью, которая 12 лет стояла в очереди на жилье. Женщина рассказывает: ее супруг перенес инсульт, с января он тоже на инвалидности. Поэтому переехать в новую двухкомнатную квартиру семье сложно. Общая площадь дома, где они живут сейчас, – 80 квадратных метров, а новая квартира площадью 54 кв. м. В начале февраля семью пригласили на заседание жилищной комиссии по распределению жилья, обещали дать дочери однокомнатную квартиру на пятом этаже в ЖК «Инжу». Только из соцсетей женщина узнала, что квартиры уже раздали, а им об отказе никто не сообщил. В отделе ЖКХ объяснили, что обещанную квартиру распределили в пользу людей из категории «дети-сироты».
– Планировка неплохая, но жить здесь проблематично из-за некачественной внутренней отделки. Зимой окна промерзали и «плакали», мы мучались от сырости, плесени, а самое главное – во всем доме не хватало тепла, в моей квартире выше 15 градусов температура не поднималась. Считаем, что система отопления установлена неправильно. Поднимаю линолеум, он даже зацвел от плесени, а под ним глина, она разрушается, даже если ее просто поковырять пальцем, на стыках – плесень. А в некоторых местах под линолеумом вместо стяжки насыпан песок и подложена бумага. В феврале обращались в акимат, возмущались, но нас никто не слышит, – говорит Галина Калачева.
Ермек Кущебаев проживает в новой квартире этого же дома с октября вместе с мамой.
– Наш частный дом ушел под воду… В новой благоустроенной квартире зимой столкнулись с отсутствием тепла из-за плохой циркуляции в системе отопления. Стала появляться черная плесень. Дезинфекцию нам провели только после письменного обращения в областную прокуратуру. Позже сделали откосы, запенили щели. А стяжка так и осталась: глинистая, без цемента, пол холодный, ноги мерзнут. Вопрос с отоплением решили временно: добавили дополнительный котел, стало немного теплее, но батареи все равно достаточно не обогревали. Конечно, мы сразу заметили, что ремонт выполнен некачественно. Но сотрудники отдела ЖКХ нас уверяли, что все нормально: вселитесь, начнете готовить, у вас станет тепло… Естественно, мы неоднократно просили, чтобы переделали эту работу, но до сих пор все остается как есть: никто не берет ответственность за недоделки. Из области весной приезжала комиссия, провели собрание, после этого подрядчик создал видимость работы, но результатов нет. Мы просим, чтобы направили квалифицированных мастеров и устранили все недочеты…
Мы обратились за комментариями в городской отдел ЖКХ.
– Действительно, есть проблемы. Столичная подрядная организация ТОО «Интерсоюз сервис» все замечания устраняет с февраля, однако у жильцов каждый раз появляются новые требования, – комментирует руководитель районного отдела строительства Ансагай Смагулов. – Выполнены работы по каждой квартире, проведена дезинфекция, сырости нет. По системе теплоснабжения: в каждом подъезде поквартирно проведена ревизия тепловых сетей, проблема подрядчиком устранена. Произведена перетяжка кровли, проблемы с канализацией в подвале решены работниками ТОО «Илком». В 13 квартирах в рамках гарантийных обязательств работает бригада из семи человек, устраняющая недоделки по стяжке пола, будет выровнен и залит экопол. По системе водоотведения: подрядчик закупил лотки, скоро начнутся монтажные работы, которые проведет бригада из столицы.
Что касается квартиры № 19, где проживает Сауле Халимбетова, по ее просьбе подрядчики везде постелили ламинат, установили по всей квартире расширенные межкомнатные двери, выровняли стены и сделали откосы.
– По просьбе женщины в прихожей подрядчик устанавливает шкаф, утепляет балкон, до 30 июля эти работы должны закончить, – заверил специалист. – Новую квартиру Халимбетовой по закону предоставить не можем, потому что она не стоит в очереди по категории социально уязвимых или людей с инвалидностью. Квартиру она получила как пострадавшая от паводков. В квартире, где должна была жить Калачева, стяжку переделали, постелили новый линолеум. В квартире Кущебаева все замечания устранены. По отоплению вопрос снят: прочистили и убрали фильтры, создающие затор, заменили неправильно установленные по проекту краны. В котельной подняли давление, тепло пошло. Только в подвале осталось подключить тепловые счетчики, эти работы выполнит бригада местной компании «Атбасар су».
Вчера мы снова связались с жильцами дома № 12.
– Как говорят мои соседи, стяжку подрядчик заливает снова халтурно. Горводоканал якобы исправил проблемы, но акты проделанных работ нам показывать отказываются, мы сомневаемся, что этой зимой в квартирах будет тепло. Подрядчик появлялся только когда приезжала комиссия из области, на наши предложения он не реагирует, ссылаясь на то, что надо отдельно нанимать рабочих, которым нужно платить, а средств пока нет, – пояснил Ермек Кущебаев.
– На данный момент только в трех квартирах залили экопол, остальные работы стоят. Двор находится в таком же разрушенном состоянии, ямы прикрыты поддонами, – говорит Сауле Халимбетова. – Мы написали письмо в районную прокуратуру…
Атбасарский район.
Фотографии предоставлены автором.