За последние пять лет случаев нарушения антикоррупционного законодательства не зарегистрировано. Осужденных за коррупционные нарушения и привлеченных к ответственности не имеется.
Таков первый тезис выступления руководителя областного управления государственного архитектурно-строительного контроля Бахидбека Оспанбекова на заседании комиссии партийного контроля при областном филиале партии «AMANAT».
Несомненно, это стало возможным благодаря работе по минимизации коррупционных рисков. В результате проведенного анализа установлено, что они присутствуют у нескольких штатных должностей, в функционал которых входят контрольно-надзорные и разрешительные функции.
В их числе – первый руководитель, руководители основных отделов управления и главные специалисты-инспекторы, выезжающие на проверки непосредственно на объекты.
Для специалистов, выезжающих в командировки на объекты, приобретены планшеты, позволяющие составлять протоколы на месте, как только нарушения будут обнаружены. Эта мера должна помочь избежать рисков сговора, попыток уберечь правонарушителей в сфере строительства от административной ответственности. Кроме того, ведется видео- и фотофиксация объектов, что позволяет отслеживать реальное состояние и фактический объем выполненных работ.
На постоянной основе ведется работа с поступающими обращениями. За прошлый год поступило и зарегистрировано 944 обращения физических и юридических лиц. Все рассмотрены в установленные сроки.
Все шире применяется практика обнародования выявленных фактов нарушений в отношении физических и юридических лиц на официальном сайте управления и общедоступных интернет-ресурсах. В первую очередь это касается информации об объектах в сфере долевого строительства.
Для исключения коррупционной составляющей в отделе лицензирования и аттестации все государственные услуги на республиканском уровне переведены в электронный формат. Личного контакта «услугодатель-услугополучатель» не имеется. Кроме того, уже в конце 2019 года полностью прекращен выезд на объекты для проверки на соответствие квалификационным требованиям производственных баз.
Во всех отделах установлены записывающие видеокамеры. Монитор с возможностью слежения в режиме реального времени установлен в смежном с приемной кабинете управления.
Важнейшим направлением работы является выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах, затрагивающих деятельность управления.
В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан за 2024 год проведено 140 внеплановых проверок, по результатам которых выдано 113 предписаний о необходимости устранения выявленных нарушений, в том числе по государственным объектам.
За 2024 год управлением возбуждено 137 административных дел в отношении лиц, совершивших нарушения законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. По возбужденным административным делам наложено административных штрафов на сумму более 42 млн тенге. В суд направлено 44 административных дела.
Бахидбек Оспанбеков отметил, что сумма штрафов отражена с учетом применения сокращенного производства по делам об административных правонарушениях, согласно которому лица, совершившие и признавшие совершение административного правонарушения, имеют право оплатить штраф в размере пятидесяти процентов от указанной суммы в течение семи суток.
При исполнении возложенных функций сотрудники управления столкнулись со следующими проблемами.
С 1 января 2025 года вступили в законную силу правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, согласно которым функция по подтверждению опыта работы посредством веб-портала государственных закупок так и осталась за управлением.
Однако функции и полномочия государственной архитектурно-строительной инспекции регламентированы Законом РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», среди которых этой функции не имеется.
То есть ни профильным законодательством, ни положением о государственном учреждении функция по подтверждению опыта работы посредством веб-портала государственных закупок не предусмотрена.
Но только за первый квартал 2025 года в адрес управления поступило более 200 обращений по подтверждению опыта работ.
Нагрузка возрастает многократно. И это при том, что нет специалиста, в функционал которого это входило бы. В пиковое время этим заниматься приходится трем инспекторам. Причем услуга эта оказывается в ручном режиме.
Для устранения таких пробелов в законодательстве необходимо в первую очередь внести данную функцию в нормативно-правовые акты в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с выделением в дальнейшем дополнительной штатной единицы для исполнения данной функции по подтверждению опыта работы посредством веб-портала.
Необходимо внести изменения в законодательные акты в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по дополнению функций государственной архитектурно-строительной инспекции в части подтверждения опыта работ на веб-портале государственных закупок.