Сельские страдания

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

«Село гибнет… Раньше в нашем совхозе… Какой был клуб, какая школа! Надо создать условия, чтоб люди в село вернулись. Аул надо спасать!»

Ну кто из нас не слышал таких эмоциональных, горьких сетований. Но давайте посмотрим, кто же так переживает по этому поводу.

Сами сельчане или те, кто давным-давно уехал в город и наезжает в родной аул во время летнего отпуска, увозит от родственников сумки с натуральными продуктами? Но и это все реже. Не только скота, но и птицы на личном подворье становится все меньше. И не только потому, что прокормить дорого. Дойная корова в любом случае себя окупит. Не только творогом, сметаной. Закупочные цены на молоко сегодня очень высокие.

– Зачем мне это надо? Вставать ни свет ни заря, навоз чистить. Хозяйство и на сутки не оставишь. Пенсия (зарплата) есть. Пойду и куплю, – не слышим ли мы подобные высказывания все чаще и чаще? – Дети разъехались, для кого все это? А мы уж тут доживать будем.

«Голосуют ногами» – это как раз о нынешней миграционной ситуации. Молодежь уезжает. Учеба в городе – это как билет в один конец. Возвращаются редко. Образцово-показательных хозяйств – единицы. Да и те работников часто со стороны приглашают.

Идиллическая картина из советского детства – хозяйки на   лавочках ждут, когда пастух коров пригонит – становится редкостью.

При этом прилавки заполнены не только импортными продуктами, поля засеяны, урожай собирается. Больше всего проблем возникает как раз не с производством, а со сбытом выращенного.

Вывод: не нужно сейчас прежнее количество сельских жителей. Один комбайн «John Deere» несколько полеводческих хозяйств заменяет. Людей на производстве требуется все меньше во всех сферах. А уж в сельском хозяйстве тем более. Слишком долго мы шли по пути его экстенсивного развития.

Достаточно посмотреть на цифры. Доля сельских жителей в Казахстане составляет около 38,8% от общей численности населения страны. В США – 16,7%, Канаде – 18-22%, Англии – 15,36%. И никто за продовольственную безопасность страны не опасается.

Потому что давным-давно пошли по пути развития не коллективного, а фермерского хозяйства. Сегодня оно развивается и у нас. 2-3 крестьянских хозяйства обрабатывают поля, на которых раньше шла «битва за урожай» всем колхозом. Причем, как правило, это семейный бизнес. И в сезон – несколько наемных работников.

Крупные ТОО тоже с совхозами не сравнить: технику, технологии закупают современные. А чем современнее технологии, тем меньше людей требуется. Села, конечно, не умрут. Но будет их немного. При интенсивном развитии сельского хозяйства это закономерно.

А страдают «село гибнет», как правило, с грустью поющие: «К тебе мое сердце по-прежнему просится, а я все не еду, дела и дела».

А может, я не права? Давайте обсудим.

Читайте также