Активная позиция – конечно, хорошо. Но при этом…

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

О проблемах местного самоуправления, работе общественных советов пишу часто и много. Вопросов скопилось немало.

Потому на ХІI Гражданском форуме Акмолинской области среди нескольких очень интересных направлений все-таки выбрала секцию «Местное самоуправление», тем более что ее модерировал председатель общественного совета Акмолинской области Кабдуали Кулушев, а один из спикеров – президент Гражданского Альянса Казахстана Бану Нургазиева.

Кого и чего самоуправлению не хватает

Если опустить пространные и, как показывает реальность, довольно утопичные рассуждения некоторых участников заседания о значимости местного самоуправления, то суть такова.

Чтобы местное самоуправление развивалось, нужны люди, желающие в свободное от работы и семейных забот время этим заниматься: на сходы ходить, в бюджет вникать, с соседями, нарушающими правила, ссориться.

Таких энтузиастов, увы, немного. И не только в селах. Судя по тому, сколько многоквартирных домов так и не смогли создать ОСИ, остались бесхозными, в городах – тоже.

– Разъяснить, привлечь, увлечь, – такие рекомендации на заседании звучали горячо и громко, но… Соседи – это же не члены комсомольской организации. На собрание прийти не обяжешь.

Интересна точка зрения руководителя ОО «Ангел» Людмилы Петровой: «Если люди не хотят, не надо что-то делать за них. Если хотят, помочь нужно». К этому выводу Людмилу Евгеньевну привел очень непростой опыт старшего по своему дому в Атбасаре. И, думается, что рациональное зерно у этой позиции есть. Поживут в замерзающем доме с затопленным подвалом, посмотрят, как живут в соседнем селе, где сами люди порядок навели… Возможно, тогда и желание проснется. Жестко, конечно. Но, видимо, иначе от «Куда акимат смотрит? У нас подвал затоплен» не уйти.

Помимо людей неравнодушных, нужны деньги. Одними субботниками село в порядок не приведешь. Надежды на бюджет четвертого уровня пока тщетны. Уж очень он небольшой, распределять-то, по сути, нечего.

Предложение руководителя частного учреждения «INTEGRITY ASTANA» Жаната Нургалиева повысить размер налога на недвижимость, потому что сейчас он «равен стоимости банки пива», бесспорным явно не назовешь.

Новый бизнес в селе тоже создать проблемно: спрос и платежеспособность очень низкие. Стрижку, маникюр местные мастерицы сделают на дому. О налогах при этом речь не идет, конечно.

По поводу выборности акимов… Выводы делать рано. Но, будучи членом совета по этике при областном департаменте по делам государственной службы, могу сказать, что избранные сельские акимы нарушения допускают чаще, чем их назначаемые предшественники.

Это можно объяснить тем, что большая часть из них опыта госслужбы не имеет. Односельчане голосуют за учителей, заведующих клубами, предпринимателей… Избранные акимы получают статус госслужащих не только со всеми его правами, но и серьезными обязанностями, необходимостью жить по нормам Этического кодекса. Далеко не все к этому готовы.

Далее: избирает народ, а вот снять с должности может только аким района. Односельчане таким правом не обладают. Жаловаться, требовать, конечно, могут. Но не более того.

Правовая коллизия – налицо. И хорошо, что на форуме эти вопросы поднимаются.

Кто такой «общественник»?

Ответ на этот вопрос ищу давно. Хотя понимаю, что какого-то строгого, научного определения у этой категории быть не может.

Бесспорно одно: это люди, занимающиеся решением общих проблем бесплатно и бескорыстно.

Но, признаюсь, когда вижу одних и тех же людей, выступающих на заседаниях различных советов, круглых столах чуть ли не каждый день, а то и дважды, трижды, то вопрос «А вы вообще где-то работаете?» не может не возникнуть. К пенсионерам, конечно, это не относится. Но не могут же общественные советы состоять сплошь из этих немолодых людей.

Вопрос о денежном вознаграждении поднял представитель общественного совета района Биржан сал: «Мы работаем бесплатно. Когда оплачивают, уровень ответственности другой, это обязанности налагает. У молодежи – семья, дети. У всех – выезды, встречи с населением. Это же и время, и средства».

Ответ Бану Ганиевны категоричен: «Не будет зарплаты у членов общественных советов. Можно заложить финансирование на экспертное сопровождение. Инициативных людей много».

Как-то получается, что общественниками становятся, главным образом, руководители НПО, для которых госзаказ, гранты являются не только средством реализации проектов, но собственного существования. Понять людей, конечно, можно. Но не получается ли, что «общественник» профессией становится?

По информации Бану Ганиевны, сейчас в ОС страны: 33% – госслужащие или сотрудники бюджетных организаций, 67% – представители гражданского общества. Она привела в качестве положительного примера Алматы, где из состава ОС исключили всех депутатов. А в идеале, по ее словам, в них должны быть только общественники.

Одна из функций членов ОС: выражать свое отношение к НПА, постановлениям акимата, проектам бюджета… Чаще всего это многостраничные документы, анализ которых требует не только активной гражданской позиции, но и знаний профессиональных в самых разных сферах: от ЖКХ до рыбоводства.

На вопрос: «Были ли в республике случаи, когда члены общественного совета проголосовали бы против какого-то НПА, проекта бюджета?» ответ ожидаем: «Не было». Как, впрочем, и в нашей области. Причина понятна: если возражаешь, надо аргументировать. Для аргументов нужны не только активная гражданская позиция, но и знания профессиональные.

Так может избавить общественные советы от этой декоративной функции?

Задали мы и такой вопрос: «Не идет ли речь о разработке Этического кодекса члена общественного совета?» Скорее не только членов совета, но и всех, кто под лозунгом «Я – общественник», требует от госслужащего принять его сейчас и немедля, в ФБ посты выкладывает: «Не буду исполнять решение суда», огульно обвиняет госслужащего в клевете и лицемерии…

Ответ, конечно, знала заранее: не будет такого Этического кодекса. Да он, в принципе, и не нужен. Есть Гражданский кодекс. Но не подают в суд госслужащие, в отношении которых публичные оскорбления прозвучали. Некогда им, работают, а в личном разговоре звучало еще такое: «Да не буду я связываться».

Надеемся, что сами общественники сделают выводы, ну хоть как-то остановят, сделают замечание своим коллегам.

Фото предоставлено организаторами.

Читайте также