Будучи членом совета по этике, знаю, что действия государственных служащих, в обязанности которых входит размещение государственного образовательного заказа, на заседаниях рассматриваются нередко.
Уж очень сложно соблюсти все многочисленные требования, учесть все нюансы. И коррупционные риски здесь очевидны.
Наверное, поэтому прокуратура области уделяет такое внимание этому вопросу, досконально изучает весь процесс размещения государственного заказа. На дополнительное образование – особенно. И нередко обращается к членам совета с просьбой принять решение в отношении государственных служащих, допустивших, по их мнению, нарушения.
Еще раз: такое внимание оправдано. Уж очень много наспех созданных ИП загорелись желанием участвовать в реализации программ «Арт спорт», «Даму бала». Деньги на каждого ребенка государство выделяет немалые. Контролировать эффективность их расходования сложно. Занятия же проводятся не во дворцах школьников и даже не в школах, где все у всех на глазах: коллеги, директор в любое время заглянуть могут. А где-то в арендованных помещениях, часто – на окраинах городов и районных центров. Штатных преподавателей, тренеров, как правило, нет. Совместители чаще всего работают в государственных образовательных учреждениях, кружки ведут в свободное от основной работы время.
Мы читаем о том, какие скандалы и громкие процессы, связанные с этими программами, случаются в некоторых казахстанских регионах. К чести акмолинцев, у нас подобных не выявлено. Но тем не менее.
«…Усмотрены признаки оказания предпочтения отдельным поставщикам», «в перечень включено 17 поставщиков услуг, у которых отсутствовали необходимые документы», «…в нарушение правил не предоставили устав организации, сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности», «…в материалах конкурсной документации 15-ти организаций выявлены факты отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии дошкольной организации санитарно-эпидемиологическим требованиям».
Эти и некоторые иные процедурные нарушения при размещении государственного образовательного заказа сотрудники прокуратуры выявили в городах Косшы, Кокшетау и Бурабайском районе.
Специалисты областного департамента по делам государственной службы тщательно проанализировали предоставленные прокуратурой документы. И на заседании совета по этике дали разъяснения по каждому из пунктов.
Так, прокуратурой было выявлено шесть организаций, включенных в перечень, несмотря на то, что устава они не предоставили.
Но все они являются индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, реализующими образовательные программы дополнительного образования. И, согласно одному из пунктов действующих правил, наличие устава для них обязательным не является.
Как и наличие заключения о соответствии дошкольной организации санитарно-эпидемиологическим требованиям. Так как по приказу министра здравоохранения «учреждения дополнительного образования, центры творчества детей и молодежи, музыкальные, спортивные и художественные школы, детско-юношеские центры, дворовые клубы… относятся к объектам незначительной эпидемиологической значимости». А значит, получение санитарно-эпидемиологического заключения на данные объекты не требуется, за исключением случаев организации питания в организациях дополнительного образования для детей с дневным пребыванием от четырех часов и более.
Примерно так – по каждому выявленному прокуратурой нарушению. Решение совета прекратить дисциплинарные дела в отношении руководителей отделов образования городов Кокшетау, Косшы и Бурабайского районов было единогласным.
Пишем об этом вовсе не для того, чтобы обвинить в некомпетентности сотрудников прокуратуры. Надеемся, что должные выводы в надзорном органе сделают. Разобраться действительно очень непросто, потому что отдельные НПА, пункты правил, как теперь часто говорят хорошо знающие их люди, «не бьются», а подчас и противоречат друг другу.
– Законодательство по этим программам очень «сырое», – констатировал помощник прокурора области Максат Сураганов. – Принято решение выйти со служебной запиской в Генеральную прокуратуру о необходимости существенных изменений.
Надеемся, что в этой служебной записке либо в иных будет отмечено, что реализация этих программ стала дополнительной, требующей много сил и времени нагрузкой на работников управлений образования.
Теперь они должны не только госзаказ разместить, что само по себе – дело нелегкое, но и контролировать посещаемость детей и качество преподавания.
– Когда внедряли программу «Alaqan» (биометрическая идентификация личности), с таким противодействием столкнулись, – говорила Айгуль Нугертаева, возглавлявшая до недавнего времени отдел образования г. Кокшетау. – В результате – исключили возможность приписок, сэкономили миллионы бюджетных денег. Но чего это стоило.
Дополнительных штатных единиц, курирующих эти программы, в отделах образования нет. Объем работы, ответственность – огромны. По словам Айгуль Бексултановны, проверяют даже нагрузку совместителей. И это оправдано: если по месту основной работы у школьного учителя 1,5 ставки учебной нагрузки, то о какой дополнительной работе может идти речь?
Очевидно, что и областному департаменту по делам государственной службы стоит внести свои предложения. Иначе так и придется на заседаниях совета по этике периодически рассматривать представления прокуроров в отношении работников управлений и отделов образования. Уж очень сложно им работать при такой нагрузке и такой нормативно-правовой базе.
Фото с сайта gov.kz