В условиях роста цифровых угроз и утечек персональных данных в Казахстане появился новый инструмент для повышения кибербезопасности – сервис Nomad Guard в приложении eGov Mobile.
Как он работает и как может помочь гражданам, рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Что такое Nomad Guard?
Nomad Guard – это бесплатный сервис, доступный всем пользователям eGov Mobile. Он помогает гражданам выявлять утечки личной информации и проверять подозрительные ссылки и сайты на наличие угроз. Кроме того, он позволяет узнать, были ли утечки ваших персональных данных и с каких ресурсов. В результате вы сможете ознакомиться с объемом и содержанием утекшей информации и даже сообщить о подозрительных действиях через специальную форму.
Недавний опрос среди более 50 тыс. пользователей eGov Mobile показал:
53% граждан не знают, куда обращаться в случае утечки личных данных.
62% не понимают, что такое фишинговые ссылки.
31% никогда не меняют пароли, а 51% делают это только при возникновении проблем.
8% пользователей все еще могут сообщить коды из SMS «сотрудникам банка».
Чтобы использовать Nomad Guard необходимо совершить несколько простых действий:
Авторизуйтесь в приложении eGov Mobile – это можно сделать через ЭЦП или через биометрическую идентификацию в мобильном прилождении.
Перейдите в раздел «Другие сервисы».
Выберите пункт «Проверить».
Введите ссылку или адрес сайта, который хотите проверить.
Отправьте запрос и ознакомьтесь с результатами во вкладке «Мои проверки».
На главной странице сервиса отображается информация о сайтах, с которых произошла утечка данных, а также объем утекших данных. При нажатии на количество данных открывается подробный список утечек. Также предусмотрена вкладка «Мошенничество», где пользователи могут сообщить о подозрительных действиях, заполнив специальную форму.
Доступ к персональным данным: последствия для репутации и финансов
Напомним, что утечка персональных данных может привести к серьезным последствиям. Мошенники используют такие данные для различных схем.
Например, звонки с подменой номера: мошенники звонят, представляясь сотрудниками банка или госорганов, и требуют подтвердить данные. Еще раз напомним, что сотрудники банков никогда не звонят первыми, поэтому такие диалоги лучше сразу прекращать.
Легенды у мошенников бывают самые разные. Но неизменно одно: без вашей помощи ни один мошенник не сможет добраться до вашего счета. По статистике, более 95% всех мошенничеств с банковскими картами происходят, когда пользователи самостоятельно раскрывают злоумышленникам недостающую информацию: коды из смс, CVV-коды и срок действия, пароли от личного кабинета. Таким образом люди лишаются сбережений из-за собственной доверчивости, а не потому, что их счета взломали хакеры.
Злоумышленники могут использовать программное обеспечение для подделки документов и различных уведомлений. Если ваша информация каким-либо образом попала в руки злоумышленников, они могут сделать поддельное письмо, например, от налоговой или прокуратуры, выслать вам его по электронной почте или через мессенджеры, после чего мошенник будет уже лично звонить, угрожать, шантажировать и предлагать «договориться по-хорошему». Например, вам необходимо будет перечислить определенную сумму на электронный кошелек, после чего ход делу якобы не будет дан.
Отметим, что взятка является уголовным преступлением. Поэтому решать проблемы с ее помощью ни в коем случае нельзя. Кроме того, скорее всего, перевод мошенникам не поможет вам избавиться от реального штрафа, если таковой существует. Иногда мошенник просто узнает о вашей задолженности, выманивает у вас деньги, а потом пропадает. Штраф или задолженность при этом никуда не денутся.
Еще одной популярной схемой остается фишинг через мессенджеры и соцсети. Злоумышленники рассылают сообщения с подозрительными ссылками от имени знакомых или официальных организаций. Если злоумышленник знает хотя бы номер вашей карты и электронную почту, он может направить сообщение из разряда «на вашу карту №__ положена компенсация. Перейдите по ссылке и введите код из смс, чтобы ее получить». Стоит ли говорить, что в этом случае вы просто откроете доступ к своим деньгам?
Некоторые потребители вводят свои данные, номера телефонов и реквизиты карт на страницах фейковых конкурсов, лотерей и опросов или на сайтах-двойниках настоящих финансовых организаций, магазинов и других компаний.
Кроме того, мошенники могут выдавать себя за чьих-либо друзей и знакомых и, взломав аккаунт, просят деньги в долг у ваших контактов. Помните, что даже если вы готовы помочь, нужно обязательно проверить информацию – сделать контрольный звонок, а еще лучше – встретиться лично. И ни в коем случае не переводите средства на непонятные и незнакомые карты и счета. Тогда вы будете уверены, что перевод дойдет до адресата.
fingramota.kz.