Органы юстиции активно занимаются защитой прав граждан и обеспечением доступности правосудия, реализуя целый ряд инициатив, направленных на улучшение правовой ситуации в стране и, соответственно, в регионах.
Для повышения правовой грамотности сельских жителей совместно с местными исполнительными органами на базе уголков «Egov» в зданиях районных, сельских клубов, в центрах досуга были открыты 238 кабинетов права. Их оснащение обеспечивает доступ к ИПС «Әділет», БД «Закон», различным информационным системам – e-otinish, портал «Открытые НПА»…
Министерство юстиции активно внедряет процесс цифровизации правовых процедур, стремясь создать более удобную и доступную правовую среду для граждан. Одним из значимых шагов в этом направлении стало расширение функционала Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов. Теперь на этом портале граждане могут не только ознакомиться с опубликованными нормативно-правовыми актами, но и комментировать их, исследовать разъяснительные материалы, представленные на главной странице. Это значительно повышает прозрачность и вовлеченность населения в процессы нормотворчества.
Внесенные изменения в Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» расширяют круг лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Они теперь доступны малообеспеченным и многодетным семьям, жертвам бытового насилия, инвалидам и пенсионерам…
Проект «Е-Zan Komegi» предназначен для автоматизации деятельности адвокатов и юридических консультантов, их онлайн-взаимодействия с участниками процесса и другими заинтересованными сторонами. В системе уже автоматизированы процессы гарантированной государством юридической помощи по уголовным и гражданским делам: органы уголовного преследования осуществляют вызов адвокатов через систему. Планируется внедрение чат-бота с искусственным интеллектом в мобильном приложении «Е-заң көмегі», это позволит гражданам в режиме 24/7 получать ответы на интересующие их правовые вопросы.
Важным элементом цифровизации стало внедрение информационной системы «Е-заң көмегі», предназначенной для предоставления и получения юридических услуг в онлайн-режиме на сайте eup.kz.
На территории нашей области гарантированную юридическую помощь оказывают 93 адвоката и 10 юридических консультантов. За 2025 год ее уже получил 3 161 гражданин.
Информационная система «Төрелік» позволяет судьям напрямую назначать адвокатов и юридических консультантов для гражданских, уголовных и административных дел. Это значительно улучшает доступность и оперативность правовой помощи.
Реализуется портфель проектов «Digital Justice», предусматривающий меры по повышению качества и доступности услуг с экономией финансовых и временных затрат граждан, в том числе по применению искусственного интеллекта. В настоящее время запущен функционал «Видеозвонок» с операторами правовой информационной службы, предоставляющий гражданам правовую консультацию на круглосуточной основе.
«Е-нотариат» предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн-режиме посредством видеозвонка. Для исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентов, используется сервис QR-подписание.
Результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» Egov Mobile в режиме 24/7. Так, благодаря этой услуге, граждане Казахстана законно оформили около 200 тысяч доверенностей и 70 тысяч согласий супругов, не посещая нотариуса. Нотариусами Акмолинской области оформлена 4 591 доверенность, с начала этого года – 450.
Важным достижением является внедрение «Робота судебного исполнителя». Так, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП, уполномоченный орган передает сведения этой системе, она возбуждает производство без участия ЧСИ. После возбуждения производства граждане получают СМС-сообщения от 1414 и push-уведомления в EGov Mobile с детальной информацией о деле. То есть граждане освобождены от дополнительной оплаты 25% от суммы штрафа и визитов к судебным исполнителям, так как все действия производятся онлайн.
По нашей области возбуждено 24 911 упрощенных исполнительных производств на сумму 523,33 млн тенге, 5 152 на сумму 110 млн тенге окончено, реально исполнено 5 324 на сумму 104 млн тенге.
Акмолинцы за счет исключения оплаты деятельности частных судебных исполнителей сэкономили 26 млн тенге.
Большинство государственных услуг, оказываемых органами юстиции, уже переведены в электронный формат. Многие из них полностью автоматизированы, это позволяет значительно сократить сроки их оказания.
Департамент юстиции оказывает 12 видов государственных услуг. За первый квартал этого года оказано 318. Среди них: возбуждение исполнительного производства на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, проведение аттестации лиц, претендующих на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя, адвокатской и нотариальной деятельностью, апостилирование официальных документов, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов. Семь видов услуг – в сфере государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Многие из них полностью автоматизированы. Граждане все чаще пользуются цифровыми возможностями для их получения.
Реализация проекта «Реинжиниринг аттестации» автоматизирует процесс получения права на занятие адвокатской, нотариальной деятельностью и деятельностью частного судебного исполнителя. Исключается этап устного комиссионного собеседования взамен на ситуационные кейсы (тестирование в онлайн-формате). Это повышает прозрачность процедуры аттестации, упрощает доступ к профессии. Если гражданин не сдал тест, то через месяц у него будет второй шанс. Раньше в случае отрицательного результата во второй раз можно было сдавать минимум через квартал.
Регистрация некоммерческих организаций теперь осуществляется в электронном формате через портал электронного правительства. За отчетный период 2025 года проведено 147 регистрационных действий.
Для реализации реформы по внедрению института объединений собственников имущества реализован проект, предусматривающий проведение электронного голосования ОСИ и его электронную регистрацию.
Благодаря новому проекту жильцы смогут в онлайн-формате проголосовать за председателя ОСИ. Цифровая разработка позволяет удаленно подать документы и зарегистрировать новую форму домоуправления, автоматизировать сбор подписей, подсчет голосов жильцов и формирование электронного протокола для регистрации. С начала года в нашей области было произведено пять электронных регистраций ОСИ.
Мы постоянно работаем над повышением качества государственных услуг. Проводится обучение сотрудников, для населения регулярно организуются мероприятия, где подробно объясняются правила и порядок получения услуг, публикуются статьи и разъяснения в СМИ и на официальных ресурсах…
Наша цель – сделать государственные услуги доступными, прозрачными и удобными для всех граждан.
Шынғыс АЙНАКУЛОВ,
заместитель руководителя департамента юстиции
Акмолинской области.
Фото из сети Интернет.