РАМПА
– В одном из интервью Вы сказали: «Какая бы сюжетная линия ни была у спектакля, он так или иначе про любовь»… Это справедливо и в отношении спектакля «Сын»?
Режиссер Каро Балян на этот вопрос журналистов, заданный на пресс-конференции перед премьерой спектакля «Сын» в областном русском драматическом театре, ответил без раздумий: «Да. Потому что отсутствие любви – тоже про любовь».
О каком отсутствии любви он говорит, было непонятно. В ожидании премьеры прочла всю трилогию культового современного писателя Флориана Зеллера «Отец», «Мать», «Сын». Фильм «Сын», завоевавший Золотую пальмовую ветвь на Венецианском кинофестивале посмотрела, рецензии на несколько спектаклей, поставленных в разных театрах мира, прочла.
Нелюбви не увидела. Во всяком случае, такой, как в одноименном фильме Звягинцева.
Ну развелись родители. Бывает. Сын – страдает. Тоже бывает, особенно в подростковом возрасте. Но мама о нем заботится, переживает за него. С отцом общается… Так что: любят они его, как и все родители.
И только, когда услышала «деревянные» голоса актеров (Оксана Науменко – Анна (мама), Андрей Владимиров – Пьер (папа), чуть ли не декламирующих в начале спектакля совершенно правильные вещи: «Мы все для тебя делаем. Мы поможем. Мы в твои годы…», засомневалась в этом.
И когда во второй половине спектакля и Пьер, и Анна заговорили совершенно по-иному: как растерянные непонимающие, страдающие люди, пришло понимание: вот теперь любят. Вернее, любили и раньше, но в поисках нового личного счастья, работы, отнимающей силы и время, это было как-то вторично, как нечто само собой разумеющееся.
Любите своих детей! Живите, поступайте так, чтобы они ни на секунду, ни на йоту не сомневались в этом. И отбросьте стереотипы, не бойтесь поделиться своей болью, тревогой за ребенка со специалистами, верьте им.
Это то, что создатели спектакля смогли донести до зрителя. И сделали это так, что и неделю спустя после премьеры – не отпускает. Как долго не отпускала пьеса Флориана Зеллера режиссера Каро Баляна, приглашенного директором театра Бейбутом Салаватом из Армении.
– Читал пьесу – меня задело. Месяцы, годы проходят – не оставляет в покое, – так на пресс-конференции он объяснил выбор для постановки этой пьесы. – К сожалению, живем в такое время, что я ставлю больше не то, что мне интересно, а что меня беспокоит, заставляет переживать.
Почему именно в нашем театре? «На фестивале в Санкт-Петербурге, наконец, увидел актера, который сыграет сына».
Это режиссер говорит о нашем молодом актере Анатолии Егорине. Помните его Билли в спектакле «Калека с острова Инишмаан» МакДонаха? Сыграл так, что, кажется, лучше, пронзительнее просто невозможно.
Признаюсь, очень боялась увидеть в персонаже «Сына» Николя – калеку Билли. Актеру Егорину этого искушения удалось избежать. Но вновь на сцене был калека. Только уже духовный, режущий себе запястья, чтобы боль душевную сублимировать физической. Так легче.
Об игре всех актеров писать не буду. Очень их люблю. И боюсь, что мои восторженные отклики будут с недоверием восприняты. Только одно: верю каждому слову и каждому жесту, не только сопереживала, а страдала вместе с ними.
– Я просто собрал людей, поставил задачу и отошел в сторону, чтобы им не мешать, – так Каро Балян определил свой вклад в создание спектакля. Если даже часть такой самооценки списать на самоиронию и некое лукавство, то, наверное, это и есть высший режиссерский пилотаж.
Видимо, сценографа Гарегина Евангуляна и художника по костюмам Елизавету Пискунову пьеса Зеллера тоже зацепила. Оформить сцену так, что стирается грань между обыкновенной квартирой, в которой живут обычные люди, и психиатрической клиникой, временами облачать героев в костюмы, напоминающие больничные пижамы, можно только «заболев» историей семьи, пропустив через себя их переживания.
И эти бьющие по сознанию, падающие с высоты капли воды. Как предвестники беды. Поначалу редкие, а в финальной сцене превращающиеся в поток, засасывающий в бездну отчаяния. Вряд ли оставшиеся в живых герои спектакля сумеют выбраться из него.
Вся жизнь перед глазами – это о полутора часах спектакля. И «Больше никогда не скажу сыну, дочери, внукам: «Я в ваши годы», «Чего тебе не хватает», «Возьми себя в руки» – тоже о спектакле. Точнее, благодаря ему.
Фото предоставлено пресс-службой АОРДТ.