ПАВОДОК-2025
– В нашем районе из 13 гидротехнических сооружений наиболее паводкоопасной является плотина села Макинка, – отметил на брифинге в Региональной службе коммуникаций заместитель акима района Биржан сал Есдаулет Каленов.
Как рассказал спикер, в прошлом году в районе паводки были незначительные, чрезвычайных ситуаций не возникало. Только весной прошлого года в селе Кудабас была смыта плотина со стороны села Кырыккудук Аккольского района, этому способствовали и обильные талые степные воды. Четыре водопропускных сооружения диаметром 1 500 мм не смогли справиться с потоком воды, в результате возникла угроза подтопления крайних домов и животноводческих баз села Кудабас, в котором насчитывается 16 домов и живут 50 человек. Чтобы снять угрозу подтопления, пришлось провести искусственный разрыв дорожного полотна, соединяющего село Кудабас с селом Валиханово. Население села обеспечили питьевой водой и продуктами питания. Сейчас тело плотины восстановлено, но водопропускные трубы не установлены, так как нет средств. Угроза повторного смыва плотины не снята.
В районе было запланировано 30 противопаводковых мероприятий, из них 28 задач выполнены. Осталось завершить очистку реки Таттимбет, там уже выкорчеваны деревья и кустарники, очищено от иловых отложений русло реки.
В селе Макпал проведены земляные работы по устройству и очистке водосточных канав протяженностью 1 100 метров. В селах Когам и Каратал установлены три водопропускные трубы диаметром 500 мм под автодорожным полотном. За лето хозяйственным способом, без выделения бюджетных средств, восстановлено тело плотины в селе Заураловка протяженностью 10 метров, оно утрамбовано инертными материалами. В настоящее время изготовлена проектно-сметная документация на проведение текущего ремонта водопропуска в селе. Пока не выполнены работы по установке двух водопропускных труб диаметром 1 500 мм от автодороги республиканского значения Макинск – Аксу – Торгай в сторону Степногорска до села Кудукагаш.
– Ежегодно в весеннее половодье между 24-м и 25-м км автомобильной дороги республиканского значения Макинск – Аксу – Торгай случаются переливы, так как существующая водопропускная труба не справляется с потоком воды. Здесь полицейские наряды и рабочие бригады АО «НК «Казавтожол» круглосуточно патрулируют дорогу. Руководству АО «НК «Казавтожол» неоднократно направлялись письма, что при проведении дорожно-ремонтных работ необходимо увеличить диаметр водопропускников, – подчеркнул спикер.
– На какие работы еще нужны деньги?
– Осенью и зимой в русле реки Таттимбет выкорчевали кусты и деревья, все, что могли выполнить хозяйственым способом, мы сделали. Нужны средства на проектно-сметную документацию и аренду мощной техники для очистки труднодоступных мест, вывоза мусора, укрепления берегов, – пояснил заместитель акима района.
Район Биржан сал.