– Анна Ивановна, это вы? У вас ничего не случилось? – объяснить даме, что она ошиблась номером и случайно позвонила в нашу газету, удалось не сразу.
Уж очень она была взволнована, искренне беспокоилась за 90-летнюю горожанку, которую и не видела ни разу: «Она нам звонит, когда что-то нужно. Но давно звонка от нее нет. А я ни фамилии не знаю, ни точного адреса, ни номера телефона».
Оказалось, что несколько лет назад, в ту пору, когда все мы пребывали в растерянности от невиданной ранее пандемии, общественная приемная областного филиала партии «AMANAT» попросила зятя звонившей дамы помочь Анне Ивановне. У него свое небольшое ИП. Теще он поручил звонки принимать.
И с той поры: баллон газовый привезут, продуктами угостят, с праздниками поздравят… Подчеркнем, попросили всего один раз. А дальше помогали старушке по велению сердца.
Назвать имена звонившая женщина отказалась: «Пожалуйста, не надо. Зять очень этого не любит. Он человек верующий, помогает многим, но не хочет, чтобы говорили об этом».
Анну Ивановну, конечно, разыскали. Все у нее в порядке. Социальный работник ей в бытовых делах помогает. Она частый гость общественной приемной. Благо, живет неподалеку. Ни о чем не просит, заходит просто поговорить. Так сложилась жизнь, что больше-то и не с кем, с мужем развелась давно, единственный сын погиб в автомобильной катастрофе 17 лет назад.
Эта история очень хорошо иллюстрирует функцию общественных приемных, о которой в отчетах речь не идет. Эффективность привычными цифрами не измерить: люди приходят, что называется, «душу отвести», выплеснуть накопившееся, наболевшее…
Такая возможность очень важна для всех. Даже (а может, как раз в большей степени) для тех, кто не прав в своих обидах и жалобах. Услышать аргументированный ответ, взвешенный совет интеллигентных, выдержанных людей очень важно.
Мне не раз доводилось писать о работе общественной приемной областного филиала партии «AMANAT». Знаю, как душой болели за каждого обратившегося работавшие там Гульнар Абильмажинова, Акманат Алимбетова, как радовались каждому «Спасибо. Если бы не вы…», переживали, когда не удавалось помочь… Как сложно было им противостоять людям, требующим помощи в достижении своих явно незаконных целей (такие были, есть и будут): «Вы должны! Обязаны!»
Справлялись. Благо, в партии уже сложился алгоритм приема граждан.
Теперь общественную приемную возглавляет мужчина. Дархану Канафину помогает опыт работы на государственной службе. Да и сам он впечатляет: красивый, высокий, интеллигентный. Разговаривает спокойно, взвешивает каждое слово. Даже тот, кто пришел взвинченным и агрессивным, успокаивается очень быстро.
В 20 общественных региональных приемных партии в районах и городах нашей области люди приходят разные, с разными проблемами и просьбами. Большая часть – пожилые.
Мое предположение – «Наверное, просят помощи…» – Дархан Канафин отвергает: «Очень редко просят что-то для себя. Большей частью говорят о проблемах своих дворов, улиц, сел».
Средств на оказание материальной помощи у общественной приемной, у партии в целом нет. Но всегда найдутся неравнодушные партийцы, готовые уголь купить, продуктами кому-то помочь. Знают, что общественная приемная просит помочь тем, кому это действительно необходимо.
А часто и денег не надо. Кому довелось ухаживать за пожилыми, немощными родственниками, знают, что даже в ванной их вымыть – проблема, а уж на улицу вывезти из подъездов «хрущевок»… На помощь приходят молодые члены партии – волонтеры.
Яркий пример того, что общими усилиями можно самые сложные проблемы решить – благоустройство двора возле старого двухэтажного дома, неподалеку от кокшетауского железнодорожного вокзала. Десятилетиями из-за проложенных над землей труб к дому не только такси не могло подъехать, но и скорая помощь. Окрестности заросли кустарниками, их облюбовали маргинальные личности. Жильцы с опаской мимо проходили.
Обратились в общественную приемную. Дархан Канафин вместе руководителем партийной фракции городского маслихата Фаимом Джумабековым ознакомились с ситуацией на месте, убедились в правоте жителей. Начали действовать. Рабочие «Көкшетау Су Арнасы» и «Кокшетау Жылу» трубы «утопили». «Қазақстан темір жолы» территорию от зарослей очистили, освещение во дворе установили. Даже футбольное поле рядом с домом обустроили. Надо ли говорить, как благодарны люди.
Всего же в прошлом году в общественные приемные области поступило 10 284 обращения. 34% – по вопросам ЖКХ, 16% – от тех, кто нуждается в социальной помощи.
1 341 (13%) обратившийся просил помочь с документированием и регистрацией собственности. ЦОНы работают у нас хорошо, волокиту и бюрократизацию цифровизация свела к нулю. Но кому-то из наших сограждан не хватает еще понимания: документы можно восстановить, пропущенные сроки вступления в наследство – тоже дело поправимое… Приходится помогать, подробно расписывать им шаг за шагом.
1 160 человек (12%) обратились с проблемами трудоустройства и трудовых отношений. Главным образом те, кому работодатель не выплатил зарплату или сделал это не в полном объеме. В управление по инспекции труда обратиться не могут по причине, к сожалению, распространенной: работали неофициально, трудовые договоры не заключали.
– У меня кредиты непогашенные, счета арестованы. Если на карточку деньги перечислят, тут же банки заберут. Мне детей кормить надо, – объясняют взрослые люди, погрязшие в кредитах. Чаще всего не на лечение их брали.
В любом случае дети, конечно, страдать не должны. И звонит Дархан Буркитович работодателю… Иногда бывает достаточно просто представиться, в ответ: «Он (она) до «АMANATA» дошли? Ладно, сделаем». Чаще приходится разложить по полочкам алгоритм действий: «Обратимся в инспекцию по труду, в прокуратуру. И в суд, если потребуется. Свидетели есть».
Заработанные деньги обратившиеся в приемную люди, как правило, получают. Но размер кредитов от этого меньше не становится. Сотрудники приемных предлагают им семинары, консультантов, чтобы те посоветовали, как долг реструктуризовать и начать его погашать. Кто-то соглашается, кто-то вновь идет искать неофициальную работу.
11% от числа всех обратившихся просят помочь с получением земли и жилья. Ответ: «Мы можем только помочь встать в очередь» поначалу устраивает не всех. Но специалисты приемных уже и психологами хорошими стали, научились находить не только нужные слова и аргументы, но даже интонации. Если не получается, запишут на прием. Их и депутаты Мажилиса, и маслихатов, и заместители акимов области проводят.
По итогам работы прошлого года общественная приемная Акмолинского областного филиала партии «AMANAT» заняла второе место в республике. Заслуженно, почетно, приятно.
Но главное – это люди, убедившиеся, что их услышали, поняли, постараются помочь. И тогда уходят с улыбкой, словами благодарности. И другим советуют: «Обратитесь в «AMANAT».