Ак калпак күнү (День ак калпака) – так называется традиционный праздник в честь национального головного убора кыргызского народа. В этом году активисты кыргызского общественного объединения «Манас» при «Қоғамдық келісім» посвятили его Дню благодарности. Участников мероприятия тепло поздравил заместитель руководителя областного управления внутренней политики Сабырхан Кенжебаев.
– В первые дни первого весеннего месяца, когда в Кыргызстан приходит весна и расцветают подснежники, жители страны белоснежных гор отмечают национальный праздник «Ак калпак». Это еще достаточно молодой праздник, он основан в 2016 году. «Ак калпак» символизирует чистоту мыслей, намерений и поступков. Кыргызы по духу и языку близки казахскому народу: нас связывает общая кочевая культура, одна историческая судьба. Казахстан стал для нас родным домом, в нашей области проживают более 2 000 кыргызов. За время работы нашего центра мы обрели в Доме дружбы много друзей и единомышленников из разных этносов, нас сплотила совместная работа. Познание культуры, традиций других этносов с каждым годом все больше нас сближает, мы становимся духовно богаче. Мы благодарны стране, в которой живем, желаю всем землякам стабильности и процветания! – сказал председатель общественного объединения «Манас» Закирдин Жоробеков.
В этом году активисты этнокультурного центра «Манас» подготовили большой концерт. Каждый вокальный или танцевальный номер зрители встречали дружными аплодисментами и восхищенными возгласами. Многим запомнилось выступление хора «Атаганат десенчи», танцевальный номер учениц школы-гимназии № 1, вокальный номер в исполнениии дуэта Алины Аматовой и Мээрим Жакыповой.
– Несколько веков из поколения в поколение головной убор ак калпак, который принято носить практически не снимая, передается по наследству, а изготавливается специально согласно возрасту – для мальчиков, юношей, женатых мужчин и старейшин, – рассказали гостям праздника активисты центра «Манас». – У кочевников не было принято много говорить, они по головному убору издали понимали, кто стоит перед ними. В старые времена достаточно было лишь одного взгляда на этот национальный мужской головной убор, чтобы узнать, откуда родом джигит, сколько ему лет, каковы его социальный и семейный статусы.
Издавна ак калпак изготавливали только из войлока белого цвета. Его выкройка проста: четыре расширяющихся клина, форма напоминает пирамиду. Снизу они не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля, а верх изделия украшают кисточкой.
Каждый элемент калпака имеет огромное значение. Например, на детском головном уборе имеются четыре «лепестка», направленные в разные стороны. Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай (богиня – покровительница детей) охраняет ребенка во сне от злых духов. Если, например, цвет окантовки и отворот зеленые – значит владельцу 12 лет. Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак калпака уже вполне взрослый и может воевать, защищать свой дом. Когда джигит искал невесту, то надевал калпак с красными или бордовыми отворотами. 36-летний мужчина заменял кант на головном уборе на коричневый, а в 48 лет – на бежевый. И тогда любой человек понимал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный цвет появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. А если, например, вдовец решался жениться во второй раз, то надевал белый калпак с каймой из черного войлока.
Фото предоставлено пресс-службой КГУ «Қоғамдық келісім».