РАМПА
«Я знаю: мое дерево скоро оставит меня. Но пока оно есть, я всегда рядом с ним. Мне с ним радостно, мне с ним больно. Мне кажется, что это мой мир. Мне кажется, что это мой сын».
Что общего между «Я посадил дерево» Виктора Цоя и «Шинелью» Гоголя? Ответить на этот вопрос могут люди, посмотревшие спектакль Новосибирского академического молодежного театра «Глобус».
Для этого акмолинским любителям театра не пришлось выезжать в сибирский город-миллионник. «Шинель» и «Олесю» по Куприну привезли к нам.
– Зритель у вас «насмотренный» – умеющий видеть спектакль, понимающий, знающий, как себя вести в театре, – так директор «Глобуса», заслуженный работник культуры России Татьяна Людмилина оценила акмолинских театралов.
Отрадно, что среди них было очень много людей молодых. Причем пришедших не просто заодно с классом, студенческой группой, а с подругой, другом – действительно по зову души и сердца. Дорога в Акмолинский областной русский драматический театр им хорошо знакома, бывают там часто.
– Зритель у вас активный, доверчивый, любвеобильный, – это уже взгляд со сцены новосибирских актеров. Говорили они об этом на встрече, прошедшей в Доме дружбы на следующий же день после «Шинели».
Заместитель председателя ОО «Русская община Акмолинской области» Вероника Антипова смогла организовать ее буквально за считанные часы, пригласила наших юных театралов.
– Мы вчера долго не расходились по домам, говорили, говорили… Утром проснулись с ощущением: «Как это было здорово!» – таков главный лейтмотив выступлений и студентов Высшего колледжа культуры им. Акана серэ, и школьников. Большинство из них учатся в Техническом лицее г. Кокшетау.
Ансар: «Театр – это храм. И нужно вести себя по его правилам. Нельзя шуметь, надо ценить все, что вам показывают. 50 минут просто пролетели. Актеры, режиссура… сколько сил и таланта вложено в этот спектакль. Приезжайте еще».
Карина: «В школе мы изучали «Шинель», а после спектакля поняли, что это – трагедия. Ваш режиссер поистине гениален. «Шинель» ожила. Это – девушка, о которой Акакий Акакиевич даже мечтать боялся, это тепло, которого ему не хватало всю его нищую и безрадостную жизнь…»
Эмин: «Золотая классика всегда будет нужна. Просто прочитать – это одно, вникнуть – другое. Я сэкономлю деньги и поеду в Новосибирск, чтобы посмотреть другие ваши спектакли».
Высказывания взрослых акмолинцев о гостях из Новосибирска, естественно, менее эмоциональны, но тоже очень теплы, сердечны. Актриса Нургуль Джунусова: «Наш зритель вас принял. Значит, у вас очень симпатичное лицо».
Театрал, не пропускающий ни одной премьеры в АОРДТ, Галым Бекмагамбетов оригинально определил жанр спектакля как «литературно-музыкальный ремикс с элементами кавера». Вряд ли в современном театроведении есть такое определение, но форму, избранную для спектакля «Шинель», оно характеризует точно.
– Можно было сделать «Шинель» на 2-3 часа с точным воспроизведением оригинального текста, но вряд ли такой классический вариант был бы принят молодежью. Спектакль очень динамичный, особая эстетика… Главное, чтобы люди искали ответы на вопросы, поставленные автором».
Есть основания полагать, что спектакли «Станционный смотритель», «Волки и овцы» нашего театра вызовут у новосибирского зрителя не меньшие эмоции и заслуженно высокие оценки.
С ответным визитом АОРДТ поедет туда в апреле. Надеемся, что обменные гастроли будут проходить чаще. Недавно директор театра Бейбут Бахтыгереев, ставший в прошлом году лучшим театральным менеджером страны, подписал меморандумы о сотрудничестве еще с четырьмя зарубежными театрами: Азербайджанским государственным театром юных зрителей, Астраханским академическим театром русской драмы, Белорусским государственным академическим театром юного зрителя, Государственным театром юных зрителей имени А. А. Брянцева (Санкт-Петербург).
Надеемся, верим, что спектакли этих театров и не только их увидим на фестивале «Те-ART-Кокше».
Ведь такие встречи, по абсолютно верному определению Бейбита Салаватовича, не только порождают деловые, творческие союзы, но умножают мир, доброту, дружбу…
Фото Вероники АНТИПОВОЙ.