Достаточны ли полномочия руководителей управлений, отделов образования для обеспечения безопасного, комфортного пребывания детей в детских дошкольных учреждениях?
Какова роль конкурсных комиссий, размещающих государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение?
Увы, выводы состоявшегося на заседании областного совета по этике долгого, принципиального обсуждения – тревожные. Процесс защиты прав предпринимателей зашел настолько далеко, что и комиссия, и ее председатель в лице руководителя отдела, управления вправе лишь рассматривать представленные документы и справки.
По существующим правилам «комиссия через государственные электронные информационные системы получает и осуществляет проверку наличия и действительности документов». В их числе: уведомления о начале или прекращении деятельности, лицензии на медицинскую деятельность, санитарно-эпидемиологическое заключение… Все это – не выходя из кабинета, на объект не выезжая.
Поводом для обсуждения стало представление прокуратуры Целиноградского района в отношении руководителя отдела образования Сейфоллы Искакова. В ходе проведенной ими проверки выявлены существенные нарушения в работе частных детских дошкольных организаций. Причем не в одном-двух, а в не менее 50% из 49.
Наиболее частые нарушения: представленная предпринимателями информация о площади здания действительности не соответствует, завышена значительно.
Так на объекте дошкольной организации ТОО «Балабакша «Ак Нур» размещено 100 детей. В техпаспорте указаны общая площадь 276,4 кв. м, жилая – 138,9. То, что в представленных справках размер жилой площади – 285 кв. м – превышает общую, никого не смутило.
В выданных санитарно-эпидемиологических заключениях от 16.06.2021 года на объект, расположенный в с. Коянды, ул. М. Жунусова, 78А, необоснованно увеличена площадь помещений на 285 кв. м (общая площадь всего 264,1 кв. м). В итоге – 75 мест, тогда как площадь групповых помещений по факту рассчитана на 65 мест.
К сожалению, список частных детских садов Целиноградского района, где нарушены нормы метража на одного ребенка, можно продолжить.
Очевидно, что комфортными, безопасными для детей такие условия заведомо быть не могут.
Очень много вопросов к органам СЭС: как проводилось обследование зданий, на основании чего выдавались заключения? Тем более, что в нескольких из них не было должной информации о системах водоснабжения и водоотведения. Выяснить это – задача прокуратуры и иных компетентных органов.
– Подтверждаем, что часть документов были выданы с нарушениями. Будем подавать исковые заявления об их отзыве, – признавал приглашенный на заседание представитель департамента санитарно-эпидемиологического контроля. – Но если бы к нам обратился руководитель отдела образования, мы сразу же провели бы проверку.
Самостоятельно провести проверку органы образования не могут. Та же прокуратура опротестует – как незаконное вмешательство в дела бизнеса. Проверки возможны по обращениям граждан.
По словам Сейфоллы Искакова, таковых не поступало. Но неужели дети, внуки работников образования, их родственников и знакомых эти детские сады не посещают? Никого ничто не насторожило?
Где общественный контроль, о котором мы сегодня так много и часто говорим? Где общественные мониторинговые группы, в том числе и партии «AMANAT»? Думается, что если бы у руководителя отдела образования была с ними связь, ситуация с частными детскими садами в Целиноградском районе не выглядела бы столь плачевно.
На заседании совета по этике шла речь не только об исполнении служебных обязанностей руководителем районного отдела образования, но и о его гражданской позиции, отношении к порученному ему делу.
Слова Сейфоллы Абдуовича: «Район большой, дефицит мест в ДДУ огромен» оправданием служить не могут. Размер госзаказа, соответственно, и прибыли таковы, что можно найти поставщиков услуг, не только желающих работать в этой сфере, но и делающих это без нарушения правил и требований.
У множества зданий, сдаваемых в аренду под ДДУ, несколько совладельцев. Согласие на аренду должен дать каждый из них. Но подтверждающих это документов не было. Более того: часть зданий находится в залоге у банков. Обязательного разрешения залогодержателя тоже не было. И на это недопустимое правилами обстоятельство ни комиссия в целом, ни ее председатель внимания не обратили.
Здесь по аналогии с органами СЭС, вопросы к органам юстиции. Доскональная проверка на обременения при регистрации проводилась не всегда.
Несомненным нарушением стало и размещение госзаказа в организациях, не направивших в госорган обязательное уведомление о начале деятельности. Такое было допущено руководителем Целиноградского отдела образования неоднократно.
– Как вообще возможно финансирование без такого уведомления? – вопрос членов совета повис в воздухе. Финансирование было и немалое.
Своевременно получали заработную плату и 11 воспитателей мини-центров при школах, на содержание которых ежегодно из государственного бюджета выделялись средства на сумму 2,71 млн тенге.
При этом мини-центры принимали детей пять дней в неделю, они находились там не более четырех часов. То есть государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания реализовывался не в полном объеме. Более того, в некоторых мини-центрах группы фактически посещали от 2 до 11 детей.
Тогда как типовыми правилами предписано: штатные единицы воспитателей и помощников воспитателей организаций дошкольного воспитания в расчете на одну группу предусмотрены в том случае, если дети находятся там не менее девяти часов.
Нарушение явное, и на органы СЭС и юстиции уже не сошлешься.
Принять решение членам совета по этике было непросто. Дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу, Сейфолла Искаков не совершал: оказание предпочтения физическому или юридическому лицу не доказано.
Но нарушение Этического кодекса государственных служащих РК налицо. Причем не столько действиями, в большей степени – бездействием. Хотя за ним может скрываться…
Есть вопросы и к его уровню профессионализма, степени ответственности.
В итоге: рекомендовано наложить взыскание в виде неполного служебного соответствия.
При нынешних требованиях к ДДУ это проблемы не решит. И не только в Целиноградском районе. Лицензирование станет обязательным лишь в 2027 году. И с каждым днем становится очевиднее, почему предприниматели в сфере дошкольного образования и воспитания так рьяно против него выступают.
Нина МИТЧИНОВА,
член совета по этике Агентства РК по делам
государственной службы в Акмолинской области.