Человек, дважды подвергшийся аресту за нарушение Административного кодекса РК, не только остался на государственной службе, но еще и поднялся по карьерной лестнице.
Членам совета по этике областного департамента по делам государственной службы принять решение в отношении руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, жилищной инспекции, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Зерендинского района Виктора Рукавишникова было очень непросто.
Общественный резонанс его правонарушения, совершенные в течение одного года, вызвали мощный, авторитету государственной службы отнюдь не способствовали.
Будучи акимом Викторовского сельского округа, Виктор Рукавишников 17.02.2024 г. сел за руль собственной автомашины в состоянии алкогольного опьянения. В шесть утра в Зеренде его остановили сотрудники патрульной службы. Постановлением суда признан виновным в совершении административного правонарушения и ему наложено взыскание в виде административного ареста сроком на пятнадцать суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет.
Привлечения к дисциплинарной ответственности он тогда избежал, потому что, «выйдя на свободу», тут же написал заявление об увольнении с должности акима Викторовского сельского округа Зерендинского района по собственному желанию.
Буквально через пару месяцев он уже работал главным специалистом отдела ЖКХ Зерендинского района. 19.12.2024 г. был назначен на должность его руководителя.
И вновь – правонарушение. Из судебного постановления: «10.01.2025 года в селе Зеренда в 8.55 Рукавишников В.А., будучи лицом, лишенным права управления транспортными средствами сроком на 7 лет, управлял автомобилем. …Был признан виновным в совершении административного правонарушения, привлечен к ответственности в виде административного ареста сроком на 10 суток».
И вернулся на работу – руководить очень сложным, жизненно важным для зерендинцев отделом.
Надо сказать, что первое правонарушение Рукавишникова стало одним из оснований для серьезного решения административного суда – частного определения, в котором суд обратил внимание акима области на нарушения закона, допускаемые сотрудниками акимата Зерендинского района, а также на недостаточную профилактическую работу среди аппарата государственных служащих, что ведет к подрыву имиджа государственного служащего и нарушению кодекса.
И даже при этом, рассматривая вопрос о допущенных Рукавишниковым нарушениях норм Этического кодекса государственных служащих РК, совет по этике счел необходимым рекомендовать акиму района объявить ему строгий выговор. Что, конечно, не лишает его права и впредь оставаться госслужащим.
Если ограничиться просто таким хронологическим изложением событий, то ожидаемая и вполне естественная реакция – возмущение: «Как это возможно?» «Так быть не должно. Уволить немедленно». «Не может правонарушитель руководить…»
Теперь попытаемся понять, почему совет по этике ограничился такой рекомендацией. Будучи его членом не первый год, скажу сразу: иначе было нельзя. Решение принято в соответствии с существующими правилами.
Предусмотренное правилами максимальное наказание за нарушение этических норм – строгий выговор. Второе правонарушение Виктора Рукавишникова квалифицируется именно так. Это не дисциплинарный проступок, за который неполное служебное соответствие могут объявить или уволить с должности.
По словам руководителя областного департамента по делам государственной службы Думана Абилева, в Агентстве по делам государственной службы сейчас рассматривается вопрос: за наиболее серьезные нарушения Этического кодекса предусмотреть возможность более жесткого наказания. А пока так.
Насколько эффективно Виктор Александрович будет руководить отделом, как говорится, время покажет. Но в предприимчивости, знании правил, умении использовать существующие в них пробелы ему не откажешь.
Хорошо понимая, что за первое нарушение он неминуемо будет уволен, «сработал на опережение», уволился по собственному. И сохранил возможность вернуться на госслужбу.
Законом не запрещено. А, как известно, что не запрещено, то разрешено. И еще одна причина, сыгравшая в пользу госслужащего, дважды нарушившего Административный кодекс РК – дефицит кадров. Особенно в сферах, требующих специальных знаний, опыта работы. К таковым сферам ЖКХ как раз и относится.
На вакантную должность специалиста отдела он был единственным претендентом. Отвечал всем предъявляемым квалификационным требованиям. Морально-этический облик в их перечень не входит.
Откуда дефицит кадров? Причин множество: в частной компании хорошему инженеру, геологу, горняку зарплату предложат повыше, чем на госслужбе, режим работы полегче, а ответственности и рисков меньше значительно. Требований к дресс-коду, к тому, с кем и как проводить свободное время – еще меньше.
Сложности работы на госслужбе выдерживают не все. Дефицит профильных специалистов становится все острее. Закрывать глаза на вредные привычки, нарушения закона нельзя. Наказание последует неминуемо. Но… в рамках утвержденных правил.
Если человек идет на госслужбу, это его осознанный выбор. Принимает присягу, а значит, согласен с вытекающими из этого особыми требованиями.