Защищать права, закон не нарушая

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«В одном из городских общежитий проживают 40 детей. Понятно, что речь об отдельной комнате не идет, но у них нет даже своего стола, за которым можно уроки готовить. Родители не только с нами, даже с участковым инспектором полиции говорить не хотят. Не менее 20% из них вообще не имеют права на проживание в общежитии. Кто и как может защитить права этих детей?» (Игорь Плюснин, руководитель АОФ РОО «Общенациональное движение против коррупции «Жаңару»).

«Общественные организации, оказывающие специальные социальные услуги, вынуждены за огромные деньги снимать помещение, чтобы помочь детям с особыми потребностями здоровья. Можно ли договориться с застройщиками о выделении помещений на первых этажах новых жилых домов, об аренде помещений у них на льготных услових?» (Гаухар Камелинова, руководитель общественного фонда «Я сам шагаю»).

«Обратились родители школьника одного из районов, сообщили, что он подвергался буллингу. Учителя на жалобы не реагировали, администрация школы отрицала наличие проблемы. Провели работу. Все дети, участвовавшие в этом, поставлены на учет. Жертве помог психолог».

«Девочка систематически подвергалась насилию в семье. Отправила сигнал о помощи в круглосуточный контакт центр «111». После этого подключили полицию, органы опеки». (Асем Асаинова, представитель Уполномоченного по правам ребенка по Акмолинской области).

Это только часть проблем, озвученных акмолинскими активистами гражданского общества на диалоговой площадке, прошедшей в КГУ «Қоғамдық келісім».

– Мы собрались, чтобы обсудить механизмы правоприменения, повышения правовой грамотности граждан, а также возможности расширения сотрудничества между государственными органами и институтами гражданского общества, – обозначил цель встречи заместитель руководителя областного управления внутренней политики Даниярбек Нурсеитов. – НПО зачастую являются связующим звеном между государством и гражданами, помогая выявить системные проблемы и предложить эффективные решения.

Работать вместе, не перекладывать ответственность на местные исполнительные органы власти. Принципиально важно донести до каждого, что не только госорганы, но и общественные организации, правозащитники должны работать строго в рамках правового поля. Не обещать заведомо невыполнимое, а в случае неминуемой неудачи не говорить: «Я пытался, но акимат против».

– Получали множество сигналов: акмолинцы из числа социально уязвимых, получившие квартиры по госпрограммам, в них не проживают. Приходим – актируем, но мер принять не можем: тут же соцсети подключают, блогеров: «Выселяют, обижают, права нарушают», – говорил о реальной и актуальной проблеме Даниярбек Калиевич, работавший до недавнего времени заместителем акима г. Кокшетау.

Если к этим людям придут авторитетные общественники и разъяснят, что, получив квартиру, в которой по сути не нуждаются, они нарушают права других очередников, действуют вопреки закону, наверное, это будет эффективнее.

Но пока часто встают на сторону тех, кто сумел создать общественный резонанс, угрожая создать социальную напряженность.

– Инвалид много лет стоял в очереди на получение жилья в Кокшетау. Несколько лет назад переехал в Щучинск, потому что там аренда жилья обходится дешевле. Из очереди в Кокшетау его исключили, – делилась на встрече представитель адвокатского сообщества. – Защитить его право на восстановление в очереди мне не удалось.

Осталось непонятным, почему адвокат сразу не объяснила обратившемуся к ней человеку, что претендовать на получение льготного жилья могут только люди, фактически проживающие в населенном пункте. Если даже у него и осталась регистрация в Кокшетау, то это нарушение закона. Проживание не по месту регистрации влечет административное наказание. Опять получается «адвокат пыталась», но «аким виноват».

И еще из выступления адвоката: «Обращаемся к директору школы как к заказчику. Жалуемся на качество школьного питания. Не реагирует».

Участникам диалоговой площадки пришлось объяснять, что заказчик – отнюдь не директор школы, а отделы образования, директор школы не вправе осуществлять проверки. Если же решится на это, то рискует. Поставщик услуг может не только в антикоррупционную службу обратиться, но и в прокуратуру, обвинив в неправомерном вмешательстве в дела субъекта бизнеса.

Да и необходимости во вмешательстве директора школы, собственно, нет. Школьные столовые регулярно проверяют бракеражные комиссии, куда, помимо членов попечительского, родительского комитетов, входит и представитель школьной администрации.

Так что правовую грамотность нужно повышать всем, даже тем, кто пытается защитить права других. Даже в том случае, если закон не совершенен, до тех пор, пока поправки не внесут, нужно действовать в его рамках.

Еще одна проблема, о которой шла речь на заседании: люди не умеют или не хотят обращаться в уполномоченные органы. Сразу – в соцсети. Это быстрее и проще. Часто оснований для жалобы просто нет, проблема надумана. Или, пытаясь создать общественный резонанс, надеются решить ее в обход закона.

Реагировать госоргану приходится, чтобы хоть как-то противодействовать созданию негативного образа. Но, думается, если единственным ответом было бы: обратитесь в… Укажите свои ФИО.., то таких «громких» «куда смотрит акимат» в соцсетях, на страницах информагентств было бы меньше.

– Мы расширяем свое представление о защите прав. Люди должны знать, когда и куда могут обращаться. МИО и гражданское общество должны работать вместе. Не ждать, что кто-то решит наши проблемы, – подводила итоги встречи председатель ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Акмолинской области» Ирина Терентьева.

Фото Нурбулата Бектурганова.

Читайте также