Мука «Гранд»: сделано в Кокшетау

АГРОПРОМ

Четверть века на территории северной промышленной зоны Кокшетау работает мукомольное предприятие, выпускающее муку под хорошо известной в городе торговой маркой «Гранд». Как предприятие конкурирует с более крупными переработчиками зерна, какие трудности испытывает отрасль и почему мука местного производителя при переполненном рынке пользуется постоянным спросом? Об этом беседуем с управляющим производством Магомедом Гатагажевым.

Для каждого мукомольного предприятия главная задача – найти подходящего поставщика зерна, так как сырье в первую очередь влияет на качество продукта на выходе.

– Качество муки зависит от нескольких составляющих, примерно в равной степени влияющих на конечный продукт, – рассказывает Магомед Гатагажев. – Это оборудование, сырье и правильная настройка процесса помола под конкретное зерно. Оборудование российского производства дешевле, но мы когда-то остановили выбор на турецком. И не прогадали – оно надежное, легче в обслуживании и настройке, пусть немного и дороже. Что касается качества зерна, оно всегда разное. В этом году разброс особенно заметен. Для переработки в муку влажность зерна должна быть не выше 12-13%. Обязательно третьего класса с клейковиной не меньше 24%. Чем выше клейковина, тем «сильнее» получается мука. В собственной лаборатории делаем анализы зерна на клейковину, влажность и стекловидность. Проверяется и качество готовой муки всех сортов.

Пшеницу закупают в СКО и нашей области. Хозяйства в радиусе 100 километров могут стать поставщиками, дальше просто невыгодно возить. С «колес» не работают, всегда должен быть запас сырья дней на десять, а лучше на две недели. Иначе велика вероятность простоя дорогостоящего оборудования.  Для этого имеются складские помещения примерно на 500 тонн.

Ежедневно здесь производится 50-60 тонн муки высшего, первого и второго сортов. С такими объемами на экспорт не выйдешь. Но «грандовцы» к этому и не стремятся. Мука с фасовкой от двух до 50 кг расходится в Казахстане. Ее особенно ценят южные регионы страны. По торговым точкам Кокшетау и других населенных пунктов области муку развозят собственным транспортом. Кроме этого, поставляли продукцию в региональный стабилизационный фонд по сниженной цене за счет поставки удешевленной пшеницы.

– Конкуренция в мукомольном бизнесе высокая, мы нашли свою нишу и пока удерживаем позиции, – продолжает управляющий производством. – Есть и другие проблемы. Допустим, дорожает доллар, соответственно, все    запчасти вырастают в цене. Не купишь, мельница остановится… Очередное повышение цены на электроэнергию тоже скажется на себестоимости продукции, ведь производство очень энергозатратное. Однако пока поднимать цены на муку не планируем.

Главной же проблемой Магомед Гатагажев считает дефицит кадров. Трудно найти не только квалифицированных специалистов (лаборантов, например), но и грузчиков. Предприятие предоставляет полный соцпакет, гарантирует своевременную оплату, организовало питание в собственной столовой по себестоимости, развозку на смену и домой, а вакансии разнорабочих всегда открыты.

– И такая же ситуация на любом другом предприятии, – считает он. – Молодежь хочет получить все и сразу, физически работать парни не желают, лучше в офис пойдут за сто тысяч тенге. У нас, например, даже труд грузчиков максимально облегчен: везде транспортерные ленты, автокары подвозят мешки. Всегда требуются водители – на доставке преимущественно «ГАЗели».

Чтобы производить продукт высокого качества, необходим добросовестный квалифицированный персонал. Невозможно полностью доверить контроль за производственным процессом даже самым современным машинам, нужны технологи.  Их еще называют крупчатниками.

Вообще в мукомольном производстве задействовано много оборудования: силосы, регулирующие и транспортные устройства для хранения и формирования помольных партий, машины, на которых отделяются примеси, аппараты для обработки зерна, мойки и дозирования, сепараторы, вальцовые станки, ситовеечные, щеточные и фасовочные машины, устройства для дозирования и смешивания компонентов. Все это должно исправно работать.

– Основной костяк специалистов мы сохранили, некоторых «вырастили» сами, – говорит Магомед Гатагажев. – Например, почти двадцать лет работает крупчатником Сергей Мосин, примерно столько проработал Даниил Кужинин.

Ценится труд электромонтеров, слесарей-наладчиков оборудования, лаборантов и других специалистов.

Ренат ШАГАЛАЕВ.

Фото предоставлено автором.

Читайте также