Не первый раз в «АП» обращаются с просьбой помочь в поисках родственников, которые когда-то жили на территории нашей области. Не всегда журналисты могут помочь в поисках. Но каждый раз делают все, что в их силах, чтобы семья могла воссоединиться, сколько бы ни минуло лет…
В редакцию «АП» по электронной почте пришло письмо:
«Так уж сложилась жизнь – ищу родственников, а разделила нас война 1941-1945 годов. Родной брат моего дедушки Михаила, Крец Антон Васильевич, последний раз прислал письмо в 1977 году. В письме говорилось о жене Элле, сыновьях Василии и Александре, дочерях Елизавете, Элле и Валентине. Семья Крец тогда жила в селе Еленовка.
Если у вас есть возможность, и если такие люди все еще там живут, передайте, что с ними ищет связь родственник, внук Михаила Васильевича Циммермана, Геннадий Циммерман».
Из дальнейшей переписки с Геннадием выяснилось, что перед Великой Отечественной войной семья, в которой старшим сыном был его дедушка Михаил Васильевич Циммерман, а остальные дети носили фамилию Крец, жила в Новом Донбассе, возле города Донецка.
«В 1941 году по указу тогдашнего правительства все немецкие семьи были репрессированы. У моей бабушки Анны Петровны Циммерман на руках был маленький сын – он только что родился тогда, это мой отец. Поэтому ее с детьми оставили, а всю родню отправили кого куда. В основном они пополнили ряды трудармии – так тогда назывались лагеря для репрессированных», – рассказал в письме Геннадий.
После войны Анне Петровне все-таки удалось найти потерянную родню, завязалась переписка. Сейчас Геннадий бережно хранит несколько писем, когда-то полученных бабушкой из далекого Казахстана. Мужчина решил обратиться в «АП», когда увидел публикацию про село Еленовка на сайте нашей газеты. Из писем он знал, что родной брат его дедушки Антон Васильевич Крец родился в этом селе, а после войны жил там. У него была большая семья – дети, внуки…
«Я пытался лет 25 назад связь восстановить – мне никто не ответил почему-то на письмо. Так бывает. Также попадалась мне информация, что многие казахстанские немцы в девяностых и нулевых годах выехали на историческую родину в Германию. Но я не перестаю надеяться, что найду связь с родней… Вот, собственно, и все, что я знаю. Прошу вас помочь найти родственников из Еленовки с фамилией Крец», – говорилось в письме.
В поисках родни Геннадия Циммермана мы обратились в акимат Булакского сельского округа, центром которого является с. Еленовка. Были настроены на долгие созвоны и продолжительные поиски, но первый же звонок увенчался успехом: аким сельского округа Тайлак Жумагалиев уверенно ответил:
– Да, конечно, Антон Васильевич много лет в Еленовке жил, трудился, детей воспитал. И похоронен тоже здесь, – и дал номер его снохи Светланы Крец.
В ходе беседы со Светланой Александровной выяснилось, что в Еленовке из семьи Крец почти никого не осталось. В 1998 году умер глава семьи Антон Васильевич, через год похоронили его сына Александра, мужа Светланы. Через некоторое время трагически погиб и сын Василий. Дочери Элла и Елизавета живут в Германии, Валентина – в России, в Омской области.
– Антон Васильевич родился недалеко от Еленовки, в Линеевке, в 1925 году. Через некоторое время семья уехала на Украину, а перед самой войной им пришлось вернуться в Казахстан, – рассказывает Светлана Александровна. – Антон Васильевич работал по молодости комбайнером, потом его перевели в МТМ. Женился, вырастил пятерых детей. Помня голодные годы, всегда старался как можно лучше обеспечить семью, чтобы дети не голодали. Вспоминал, как сам работал на поле ребенком в голодные годы, когда им, детям, привозили на день скудную пайку – по две лепешки и обрат, который уже к обеду скисал… Антон Васильевич всего добивался своим трудом, а он умел и любил работать, в числе передовиков был награжден орденом Ленина. И детям любовь к труду привил. А уж как его любили внуки! Бежали к нему с радостью. И он всегда к ним с открытой душой.
Семья Крец очень большая, родственники жили и в Северном Казахстане, и в Алматинской области, и в Караганде.
– Помню, как по молодости, только выйдя замуж за Сашу, я взялась помогать ему подписывать новогодние открытки родственникам. Сначала было интересно, а к концу, исписав стопку открыток, уже болела рука… Кажется, и на букву «Ц» там тоже была фамилия, сейчас уже не вспомню, возможно, и Циммерман. Я тогда сказала: «Все, Саша, это первый и последний раз…» – улыбается Светлана Александровна. – Сейчас в нашей стране родственников семьи Крец почти никого не осталось, многие в середине девяностых вернулись на историческую родину… Нам тоже пришел вызов, но Антон Васильевич тогда уже умер, через год я похоронила мужа и осталась с двумя детьми на руках, младшая дочь еще в школе училась. Старшая потом все-таки уехала в Германию, я несколько раз ездила в гости, но жить там не хотела бы, все-таки моя родина здесь…
К новости об украинском родственнике Светлана Александровна отнеслась сначала с недоверием, но контактные номера дочерей Антона Васильевича все-таки дала. Может быть, действительно будут рады много лет назад потерянному двоюродному племяннику…
Камила ИБРАГИМОВА.
Фотографии из архива семьи Крец.