Общая протяженность автодорог области – более 7,8 тысячи километров, в регионе также расположены около 1,5 тысячи километров железнодорожных путей. Через наш регион проходят три международных коридора Алматы – Екатеринбург, Астана – Павлодар – Барнаул, Астана – Костанай – Челябинск. Все это лишь подчеркивает важную роль, которую регион играет в развитии транзитно-логистического потенциала страны.
За последние 10 лет в Акмолинской области реконструировано более тысячи км автодорог, в том числе основные транспортные коридоры Астана – Петропавловск, Астана – Павлодар, Астана – Караганда. Только в прошлом году в регионе построили и отремонтировали около 800 километров дорог. На эти цели было выделено более 100 млрд тенге.
Продолжается капитальный и средний ремонт крупных и важных участков на автодорогах Жезказган – Петропавловск, Макинск – Аксу – Торгай, Кокшетау – Атбасар и других. Развивается и придорожный сервис. Вдоль автодорог республиканского значения расположены 186 объектов придорожного сервиса, из них 158, или 84%, соответствуют требованиям национальных стандартов. На остальных объектах идет работа по приведению в соответствие.
Улучшение транспортной инфраструктуры способствует ежегодному росту перевозки грузов. За 2024 год объем грузоперевозок в области увеличился на 19,9% по сравнению с прошлым годом и составил 103,8 млн тонн грузов.
Работа по развитию транспортно-логистического потенциала региона продолжается. В этом году на ремонт дорог местного значения выделено 62,3 млрд тенге, планируется отремонтировать порядка 450 км автомобильных дорог и улично-дорожной сети населенных пунктов.
Ведется работа и в направлении развития доступных и удобных автомобильных пассажирских перевозок. На территории области действуют 108 регулярных маршрутов, из них 55 – внутригородские, 15 – пригородные, 21 – внутрирайонный, 10 – внутриобластные междугородние, 7 – межобластные.
Решением Акмолинского областного маслихата более 90 маршрутов подлежат субсидированию как социально значимые. Стоимость проезда на них согласована с местными представительными органами и утверждена, на сегодняшний день она составляет от 60 до 110 тенге на городских маршрутах и 9 тенге за 1 пасс/км на межрайонных. Эта мера направлена на поддержку жителей: для них сохраняется социальный тариф на общественном транспорте, а перевозчики получют возмещение убытков.
С 2018 года реализуется программа лизингового финансирования обновления автобусного парка в рамках поддержки отечественных автопроизводителей АО «Фонд развития промышленности». Благодаря ей в 2019-2020 годах в рамках государственно-частного партнерства для г. Кокшетау было закуплено 94 новых городских автобуса. В 2024 году перевозчики области приобрели еще два автобуса для междугородних маршрутов и 24 – для городских, в том числе 13 для Степногорска, семь для Кокшетау, четыре для Щучинска.
В марте текущего года ожидается поставка еще 10 новых городских автобусов для города Кокшетау. Таким образом за счет субсидирования убытков перевозчиков в области обновлено 120 автобусов из 204 при небольшом повышении стоимости проезда.
Согласно статистическим данным, в прошлом году в регионе перевезено 103,8 млн тонн грузов, что на 19,9% больше, чем в 2023-м. Пассажиров тоже стало больше: перевезено 30,9 млн человек, это на 6,2 % больше, чем в 2023 году.
На территории области расположено 55 железнодорожных станций, 10 крупных железнодорожных вокзалов в городах Кокшетау, Щучинске, Атбасаре, Акколе, Макинске, Есиле, Ерейментау, Державинске, поселках Жалтыр и Аршалы.
Совместно с Министерством транспорта прорабатывается вопрос капитального ремонта девяти их них. Ведется разработка ПСД на капитальный ремонт вокзалов станции Кокшетау и Аршалы, запланирован текущий ремонт вокзала на станции «Курорт Боровое», идет поиск инвесторов для разработки ПСД на ремонт семи вокзалов.
Важным центром транспортного сообщения является и аэропорт Кокшетау – филиал АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев». В 2013 году завершена реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы и аэровокзала, аэропорт соответствует всем международным требованиям. В 2020 году проведен капитальный ремонт здания гостиницы аэропорта, ремонт терминала.
В последнее время из кокшетауского аэропорта самолеты летали в трех направлениях – в Алматы, Актау и Шымкент. За прошлый год из Кокшетау отправлено 24 868 пассажиров, что на 9% больше, чем в 2023 году. За год в воздух поднялись 587 самолетов – на 38% больше. В этом году запущены пока только два авиарейса в города Алматы и Шымкент. Ведутся конкурсные процедуры по авиарейсу Актау – Кокшетау – Актау. Также в текущем году планируется открыть новый рейс сообщением Кызылорда – Кокшетау – Кызылорда и увеличить частоту вылетов по действующим авиамаршрутам.
Все это будет способствовать развитию транзитно-логистического потенциала нашего региона.
Владимир КУЛАКОВ,
руководитель управления пассажирского транспорта и
автомобильных дорог Акмолинской области.
Иллюстративное фото из архива «АП».