ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ
Пару лет назад термин «молодежь категории NEET» у нас был очень популярен. Сейчас встречаем реже, но молодых казахстанцев, не желающих работать, учиться, меньше не стало.
В развитых странах об этом явлении заговорили примерно в начале 2000-х. А в 2015 году этот термин уже фигурировал в докладах по устойчивому развитию.
Серьезные исследования, типология, рекомендации… Рэйко Косуги, одна из ведущих специалистов рынка труда в Японии, выделяет четыре типа NEET: антисоциальный – чувствует себя комфортно лишь когда не работает; замкнутый – не в состоянии в какой-либо форме взаимодействовать с обществом; пассивный – не в состоянии найти себе работу из-за нехватки уверенности в себе и мотивации; разочаровавшийся – имеет крайне негативный опыт на работе, а потому отказывается от дальнейшего поиска рабочего места.
Вывод большинства исследователей: нужна помощь психологов, социальные пособия.
Мы, конечно, не Европа и не Япония с их возможностями. Но тоже подходим к молодым людям, имеющим отношение к этому явлению с красивым названием «NEET», с позиций: «Надо помочь».
По официальным данным, в 2023 году 6,7% казахстанцев в возрасте 15-28 лет не учились и не работали. Даже навскидку: у кого из нас нет знакомых, отвечающих на вопрос «Сын (дочь) работают?»: «Нет, не устроится никак».
На что живут молодые люди NEET: 53,8% опрошенных «сидят на шее» у своих родителей, еще 19,7% содержат их «вторые половины», четверть периодически где-то подрабатывает.
Социальный портрет представителя NEET, согласно результатам исследований Казахстанского института общественного развития, выглядит так. В большинстве случаев человек этой категории еще не в браке (66,1%) и не имеет детей (73,8%). У 40% либо высшее, либо среднее специальное образование. Доля тех, кто окончил девять или 11 классов и дальше нигде не учился, – 27,5% и 28,2% соответственно.
Не учились явно потому что не захотели – при нынешнем количестве бюджетных мест в колледжах. Причем специальности предлагаются разные и востребованные. И стипендию какую-никакую платят, и подработать можно, и во время практики проявить себя так, что на производстве ждать будут.
В ответах на вопрос «Почему не работаете?» много схожего: «Не могу найти достойной работы», «Без опыта не берут», реже, но искренне: «За ту зарплату, что предлагают, «пахать» не буду».
При этом в карьерные центры не обращаются, программами «Молодежная практика», «Первое рабочее место» не пользуются, на чуть ли не ежемесячные ярмарки вакансий либо не приходят, либо рассматривают предложения с ироничной улыбкой.
Ну а что касается получивших дипломы и при этом не работающих молодых людей, то эта проблема становится все более и более острой. На одном из брифингов СЦК министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек информировал, что средняя стоимость одного образовательного гранта в стране достигла миллиона тенге. Это только за год обучения, а нужно проучиться не меньше четырех лет.
А количество грантов на бакалавриат за последние пять лет возросло вдвое. По словам того же министра, и впредь ежегодно будет увеличиваться на 10%. По большому счету это, конечно, неплохо. Но множество «если…».
И главное из них, если дефицит не только рабочих, инженеров, но и учителей, врачей… не будет расти такими же темпами, как сейчас. Пока у нас корреляции между количеством грантов и количеством квалифицированных кадров нет. Скорее, наоборот. Число тех, кто заявляет: «Я что, зря диплом получал? Пока не предложат зарплату размером …» И суммы называют, на которые их родители, всю жизнь проработавшие, не претендуют. Аргумент, что платят не за диплом, а за знания, умения, не приемлют.
Что делать? Ответов не нашла. Но убеждена в верности утверждения «помочь можно тому, кто сам хочет себе помочь». И прилагает для этого усилия.
А может, я не права? Давайте обсудим.
Фото с сайта gov.kz