Стабильность, перспективы, защита прав

«Кадровые службы должны не просто объявлять конкурсы, но работать проактивно: отыскивать кандидатов, предлагать, разъяснять преимущества и перспективы».

Так на брифинге, прошедшем на площадке РСК, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области Думан Абилев отвечал на вопрос об имеющемся дефиците кадров в МИО, территориальных департаментах.

Дефицит, в принципе, невелик, но кадров не хватает в тех подразделениях, от работы которых зависит наш комфорт, а по большому счету, и безопасность: сферах ЖКХ, жилищного, дорожного строительства…

Одно из квалификационных требований для поступления на работу в эти отделы и управления – наличие профильного инженерно-технического образования, либо не менее 12 лет стажа работы именно в данной сфере.

Но инженеры (тем более хорошие) востребованы в частных структурах, нацкомпаниях… То есть там, где предложения по зарплате намного выше.

Далеко не все задумываются о том, что государственная служба – это стабильность, перспективы и, что немаловажно, защита прав. Причем как раз про-активно: без обращений со стороны работников, а по итогам системного мониторинга и проверок.

Так, в прошлом году по результатам проведенной департаментом работы восстановлены права 528 государственных служащих. 363 из них получили дни, часы отгула в качестве компенсации за привлечение к сверхурочной работе, отменено 36 актов о наложении дисциплинарного взыскания, также отменены итоги одного конкурса и одно решение дисциплинарной комиссии. 111 работникам выплачена пеня в размере 390 519 тенге за несвоевременную оплату причитающихся сумм, восьми – командировочные расходы в сумме 332 308 тенге.

По итогам анализа соблюдения прав служащих, имеющих инвалидность, установлены факты нарушений требований статьи 69 Трудового кодекса: шестерым не была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. После вмешательства департамента права служащих были восстановлены.

В ходе системного мониторинга выявлено 16 фактов неправомерных выплат премий на сумму более 2 700 000 тенге и командировочных расходов в размере 383 868 тенге. Деньги в бюджет возвращены.

К административной ответственности привлечены шесть должностных лиц, на них наложены административные штрафы на сумму 166 140 тенге. 60 государственных служащих привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.

Советом по этике рассмотрено 39 вопросов, из которых 33 (85%) – профилактического характера и шесть дисциплинарных дел, по которым в отношении двух служащих наложено взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, еще двое освобождены от занимаемых должностей.

По итогам 44 проверок в сфере оказания государственных услуг выявлено 653 нарушения, рассмотрено 526 обращений услугополучателей.

В результате принятых мер обеспечено соблюдение прав 1 426 получателей услуг. К примеру, восстановлены права 178 руководителей крестьянских хозяйств на получение субсидий на сумму более 400 миллионов тенге. 850 гражданам были предоставлены земельные участки для различных целей, а также оказаны услуги в других сферах.

Как видим, ответственность, добровольно возлагаемая на себя людьми, избравшими стезю государственного служащего, высока. И большинство в полной мере соответствует требованиям.

В начале года в местных исполнительных органах нашей области работают 2 915 служащих, из них 34,8% (1 014) мужчин, 65,2% (1 901) женщин. Доля молодежи до 35 лет составляет 28,9% (844).

Удельный вес служащих с высшим образованием – 89,1% (2 598), из них 18,2% имеют два или более высших образования. В их числе 85 обладателей зарубежных дипломов, 13 выпускников Академии государственного управления при Президенте РК, 3 стипендиата программы «Болашак», 4 кандидата наук, 1 доктор наук.

Доля чистой сменяемости за отчетный период составила 1,37% (44). На вышестоящие должности по результатам внутреннего конкурса назначен 91 человек, в порядке перевода – 64, по результатам оценки – 8 служащих.

С 1 марта 2023 года в МИО нашей области внедрены «Временные правила отбора и проведения конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б» в интегрированной информационной системе». То есть занять вакантные должности в этих государственных органах посредством общего конкурса можно онлайн на портале eqyzmet.gov.kz.

Такой формат конкурсной процедуры позволяет претендентам участвовать в конкурсе на всех этапах из любого уголка мира. Система «Е-қызмет» интегрирована со всеми основными информационными системами. Это освобождает кандидатов на государственную службу от сбора документов.

Получение информации о претенденте из иных информационных систем, проверка на наличие судимости, рассмотрение на соответствие квалификационным требованиям – все это система автоматически осуществляет сама.

О результатах пилотного проекта говорить пока рано. Но следующие данные красноречивы: в прошлом году в нашей области было объявлено 1 683 конкурса, в результате которых на должности принято 539 человек. Среди них преобладают жители нашей области.

В числе победителей было много участников из других регионов. Но на работу к нам они не приехали, объяснили, что приняли участие, чтобы проверить себя.

Новые конкурсы – это время и средства. Так что надо делать выводы, пилотный проект совершенствовать.

Читайте также