Почему гранты, которые выделяются из местного бюджета для будущих врачей, превращаются в беспроцентный кредит?
Дефицит медицинских кадров – проблема, остро стоящая во многих регионах страны. В Акмолинской области, на территории которой фактически расположена столица, нехватка врачей ощущается особенно сильно. А система отработки грантов, выделенных из средств местного бюджета, на улучшение ситуации надеяться не позволяет.
По данными портала enbek.kz, в Акмолинской области сегодня 133 вакансии врачей самых разных специализаций: от докторов общей практики и акушеров-гинекологов до анестезиологов-реаниматологов. Жители региона этот дефицит ощущают на себе: если в Кокшетау очереди к некоторым узким специалистам приходится ждать по несколько недель, то в районах таковые и вовсе отсутствуют. При этом по национальному проекту модернизации сельского здравоохранения в области уже достраивают 38 новых медицинских организаций в селах и расширяют две межрайонные больницы.
Кто будет в них работать?
По информации руководителя отдела кадров областного управления здравоохранения Динары Баймаганбетовой, для решения проблемы каждый год из областного бюджета выделяют 35 грантов на обучение в резидентуре (узкие специалисты в медицине) и 50 грантов на обучение студентов вузов по специальности «общая медицина». За последние четыре года, с 2021-го по этим грантам образование получили 133 человека. Но, несмотря на то, что договор обязывает выпускников отработать по специальности три года, по данным управления, остались в регионе только 107 из них. Остальные – в отпусках по уходу за ребенком либо и вовсе вернули грантовые деньги и уехали.
Еще хуже обстоят дела с врачами, которые учились на деньги районных акиматов, частных компаний и самих медорганизаций области. С 2013 по 2024 годы таким способом образование получили 64 человека, а отрабатывают гранты только 39. Восемь решили продолжить обучение в резидентуре, столько же ушли в декретный отпуск, еще столько же вернули стоимость обучения и в регионе не работают.
Конечно, обстоятельства бывают разные: изменились у человека планы, решил переехать, вышла замуж и прочее… Но очень похоже, что многие воспринимают грант местных властей как беспроцентный кредит: учишься бесплатно, а через несколько лет стоимость обучения – ту, какой она была пять-семь лет назад, без всякой индексации – просто возвращаешь. С приличной зарплатой врача столичной частной клиники выплатить эту сумму труда не составит…
– Одна из главных проблем в нашей области – близкое расположение столицы, – говорит Динара Баймаганбетова. – Выпускники грантов Акмолинской области после завершения обучения должны работать в регионе, согласно договору, в течение трех лет. Но уже на этапе распределения многие выпускники медицинских вузов решают остаться в Астане, устраиваются в частные клиники и просто возвращают деньги. При этом декретный отпуск и поступление в резидентуру освобождают от отработки. Мы хотели бы пересмотреть условия договора и ввести требование: при отказе от отработки – возврат в двукратном размере. Но этот вопрос надо согласовывать с Минздравом, на уровне региона принять такое решение мы не можем. Вот и получается: учим, учим их, а некоторые получают дипломы, возвращают деньги и уезжают…
То ли в госструктурах все-таки осознали, что система грантов местных исполнительных органов не особенно помогает решить кадровый вопрос, то ли еще по какой причине, но количество их постепенно снижается. По информации облуправления здравоохранения, сейчас за счет средств местных акиматов и медорганизаций учатся только 74 будущих врача. В этом году завершат обучение 21 врач общей практики и три специалиста узкой специализации, в 2026-м, соответственно, 14 и три, в 2027-м дипломы получат всего семь ВОПов и один стоматолог, в 2028-м – четыре ВОПа. А в том, что дефицит будет менее острым через пару лет, есть большие сомнения.
Между тем директор Высшей школы медицины Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова Светлана Муратбекова уверена: области требуется намного больше врачей, чем утверждает официальная статистика.
– Я общаюсь с главными врачами районных больниц и знаю, что нехватка специалистов в регионах очень серьезная, – говорит она. – Острый дефицит испытывают районные больницы, особенно Атбасарская и Степногорская, где сейчас идет расширение по нацпроекту. И требуются там не только узкие специалисты, но и обыкновенные врачи общей практики – те, кто ведет прием на участках. Например, главврач из региона говорит: мне надо не четыре специалиста, а шесть, семь, восемь… Я возражаю: наши выпускники – просто врачи общей практики, узких специалистов мы пока не готовим. В ответ: ничего, нам нужны любые… Поэтому думаю, что статистика, которую представляют в отчетах, не отражает реальную потребность. По правилам на каждом участке должен быть врач и три средних медработника. Такого количества специалистов у нас сейчас нигде нет, даже в Кокшетау. Поэтому по факту, думаю, дефицит в области в разы больше – порядка 600-700 специалистов.
Доказательством этому тезису Светланы Кабденовны служит тот факт, что многие студенты-интерны седьмого курса, еще не получив диплома, вовсю работают в качестве участковых врачей в частных поликлиниках Кокшетау, ведут прием больных и делают назначения. Но даже при этом: как задержать выпускников в регионе – и для вуза вопрос номер один.
– В Кокшетауском университете медицинский факультет открылся в 2018 году, а в этом году сделаем первый выпуск – 104 врача общей практики. Сейчас они необходимы сельскому здравоохранению, да и городам как участковые терапевты. Но, конечно, кто-то поступит в резидентуру и продолжит обучение, кто-то уедет в другие регионы, и сразу проблему решить не получится, – говорит она.
По словам Светланы Муратбековой, из выпускников этого года 11 учатся по грантам акимов районов, 46 – по грантам акима области. Но из-за того, что областные гранты распределяются между абитуриентами всей страны централизованно, не все учатся именно в тех регионах, которые за них платят.
– С каждым годом количество студентов, которые учатся по грантам местных исполнительных органов области у нас, уменьшается: 22 студента, затем 19, 7. В этом году в наш вуз поступили всего двое студентов, хотя выделено 50 грантов. А ждать от студента, к примеру, из Талдыкорганской области, что он после выпуска останется работать в Акмолинском регионе, вряд ли логично, – сетует Светлана Муратбекова.
Она уверена: чтобы удержать молодых специалистов, договоры, которые заключают местные акиматы со студентами-медиками, надо пересматривать. Помимо обязательной отработки, нужно закрепить гранты за вузом, а не за студентом, чтобы при переводе в другой регион студент не забирал с собой деньги местного бюджета. Иначе получается, что налоги акмолинцев, направленные на благое, казалось бы, дело – улучшение медицинского обслуживания – просто утекают в другие регионы.
Решения требуют и другие проблемы. Стипендии интернам (это студенты двух последних курсов вуза) местные власти почему-то оплачивают как бакалаврам, и вузу приходится покрывать разницу за свой счет. А на обучение 48 студентов интернатуры и двух грантников области до сих пор не заключены договоры, хотя учебный процесс идет уже полгода…
– Наша задача – дать им знания и практические навыки и максимально направить выпускников в государственные медицинские организации нашей области, – говорит Светлана Муратбекова. – Нет сомнений, что все сегодняшние студенты будут трудоустроены. Часть поедет и в районы. Во многих регионах у нас есть хорошие больницы, где все еще работают прекрасные врачи – надо учиться у них, пока есть такая возможность. За ближайшие два года мы обеспечим больше сотни специалистов для региона. Но надо, чтобы и местные власти повернулись к нам лицом…