СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
На одном из заседаний совета по вопросам семьи и социальной защиты населения при Акмолинском областном филиале партии «AMANAT» заведующий кафедрой педагогики и психологии КУ им. Ш. Уалиханова Дмитрий Лепешев представил результаты социологического исследования, проведенного специалистами кафедры.
Посвящено оно теме, о которой с недавних пор мы слышим, читаем если не ежедневно, то очень часто: домашнее насилие в отношении детей. Цель исследования: изучить уровень и причины, выработать рекомендации, способствующие снижению.
Конечно, результаты ни одного, даже самого масштабного исследования претендовать на истину в последней инстанции не могут. Но на размышления и выводы оно наводит несомненно. Во всяком случае, я задумалась о том, когда и в чем я была не права, воспитывая своих давно выросших детей, от чего стоит предостеречь их в воспитании моих внуков.
Скажу сразу, особых угрызений совести не испытываю, хотя, признаюсь, оказалось, что вхожу в те самые 67% взрослого населения Казахстана по данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), кто применяет насилие по отношению к своим детям: «65% взрослых применяют психологическое насилие, 39 – физическое, 37% – то и другое». Делают это, «чтобы повысить уровень дисциплинированности».
В ходе презентованного Дмитрием Лепешевым исследования было опрошено 65 родителей: 78,5% из них – мамы, 21,5% – папы. Возраст респондентов – от 29 до 60 лет. Параллельно опросили 57 учеников 5-6-х классов.
В свое время я преподавала социологию в вузах, учила студентов методике проведения исследований, сама их проводила. Но оказалось, что воспринимаю и комментирую результаты этого исследования больше с позиций мамы и бабушки. Наверное, эта социальная роль сейчас для меня больше значима. Думается, большинство наших читателей тоже согласны, что «прежде всего мы родители, а все остальное потом».
Давайте попробуем (мысленно, конечно) ответить на часть вопросов исследования, сравнить свою точку зрения с другими.
Согласно результатам, большинство респондентов (76,9%) считают, что физическое наказание нецелесообразно. Однако 20% опрошенных считают, что можно применять физическое воздействие для профилактики возникновения у ребенка вредных привычек. 3,1% допускают целесообразность физического воздействия и при плохой успеваемости ребенка.
Ответы на вопрос «За что вы можете наказать своего ребенка?» распределились следующим образом: за плохие отметки в школе – 3%, за то, что не прибрал в квартире – 4,6%, за плохое поведение – 13,8%, за все – 0, никогда не наказываю – 78,5%.
Но при этом число детей, избравших вариант ответа «Родители никогда меня не наказывают» иной – 26,3%. И он, видимо, значительно ближе к истине. 50,8% мам и пап, судя по ответам школьников, могут позволить ударить своего ребенка за ошибку, 33,8% – кинуть первый попавшийся под руку предмет.
Скорее всего, родители, указавшие, что детей не наказывают вовсе, не лгали. Они либо просто забыли об этом: «Когда это я в тебя неубранными вещами швырял?» или «Подумаешь, подзатыльник. Это что, физическое насилие? Вот меня батя ремнем…»
45,6% опрошенных школьников считают физическое воздействие в качестве наказания неприемлемым для них, оно «унижает, не помогает исправиться». Думаю, что многие сейчас задаются вопросом: «Ну и как тогда воспитывать? Он иначе не понимает».
Аргументы «Но удается же это родителям в Финляндии, других европейских странах» для большинства весомыми не являются: «Ну, это у них. Там условия другие». Другие, конечно. Вряд ли среднестатистическая европейская мама вечером будет кричать на ребенка: «Я с утра до вечера на двух работах, а ты… Я же для тебя стараюсь».
Ожидаемо, что психологическое насилие со стороны родителей воспринимается детьми еще болезненнее, нежели физическое.
Результаты исследования свидетельствуют, что 40% опрошенных могут позволить себе сарказм в отношении своего ребенка. Даже в том случае, если он просит этого не делать, говорит, что его это обижает.
То есть более половины опрошенных считают допустимым психологическое насилие. И опять же, такие меры воздействия на ребенка считают просто одной из форм воспитания.
Почти 50% родителей признают, что не разговаривают с ребенком, когда сердиты на него, чтобы он осознал свою вину. Родители также повышают голос на ребенка, публично обсуждают его неудачи, сравнивая с другими. Помните: «У всех дети как дети, а у меня…», «Посмотри на… Он уже… А ты… мы же тебе добра желаем».
73,7% учеников утверждают, что их родители постоянно повышают на них голос. Но признают это всего 26,2% родителей. Еще 20% ответили примерно так: «Бывало, но всего несколько раз». И дальше, видимо, опять же следует: «Иначе он не слышит, не понимает».
Конфликт поколений – явление повсеместное и многомерное. В данном случае он проявляется как если не противоречие, то явное разночтение между прежней, авторитарной системой воспитания (не только в семье, но и в школе), когда родитель, учитель всегда правы по определению, и формируемой сегодня. В ней ребенок – самостоятельная личность с правом выбора. В том числе и на ошибку.
На заседании совета при обсуждении результатов этого исследования прозвучало: «Почему мы постоянно внушаем ребенку: «Ты должен». Никто никому ничего не должен».
Признаюсь, поначалу впечатлило: эмоционально, красиво так. Но тут же другая мысль: «А почему не должен-то? Почему должны только родители? И что будет с семьей, где никто никому ничего не должен?» Ответ однозначен: ничего не будет. Потому что семьи не будет.
Все очень непросто. В каждой избушке свои погремушки, свое понимание должного и запретного. Но в любом случае с детьми надо стараться быть на одной волне. А они уже не те, какими были мы в их годы.
К выводам, сделанным авторами исследования, стоит прислушаться. В числе причин довольно высокого уровня домашнего насилия по отношению к детям – недостаточное понимание альтернативных методов воспитания. Стремление к немедленным результатам. Родители верят, что физическое наказание является быстрым и эффективным способом добиваться своего.
Велико влияние архаичных культурных норм и ценностей. В некоторых культурах физическое наказание может рассматриваться как обычная и допустимая практика в воспитании детей.
Происходит передача негативных моделей поведения. Родители могут повторять поведенческие шаблоны, увиденные в детстве в своих семьях. Еще одна причина – неумение управлять эмоциями. Убежденность в нормальности такого поведения.
Наверное, многие признают, что это все о нас. А признание – первый шаг к переменам.
Фото с сайта ortcom.kz