Почему Амантай стал Мариновкой?

ИСТОРИЯ КРАЯ

Согласно трудам греческого историка Геродота, персидский царь Кир решил пойти однажды войной на земли саков-массагетов. Но царица Томирис не желала войны. Ее действия были восприняты Киром как трусость, вызванная неумением саков-массагетов воевать, и персы пошли войной на степь. Дошли до тех мест, где под могилами-курганами покоились духи предков кочевников. И в войне победителями стали массагеты. Саки не позволили воинам-завоевателям глумиться над могилами своих предков и прогнали их прочь. Кир был убит.

Почему сопка, расположенная на стыке Атбасарского и Астраханского районов, напоминающая внешним видом древние курганы, получила название Амантайская?

Историки-археологи доказали, что в далекие времена здесь жили древние кочевники. Они занимались животноводством, рыболовством, были прекрасными охотниками и земледельцами. Легенда гласит, что когда-то здесь паслись огромные стада лошадей и овец состоятельного человека. Но нагрянул джут, и из всех лошадей выжила лишь одна – однолетка-тай, которая нашла прикрытие от лютого ветра и холода в улублении сопки. В благодарной памяти местных жителей сопка сохранила название «Амантай» – «аман қалған тай».

Недалеко от этой сопки протекает речка Қалғұтан (интерпретированная в Колутон) – правый и наиболее крупный приток реки Есиль, пополняющий ее по весне огромным количеством воды. В этот период река словно «выходила из себя», превращая долины Колутона и Есиля в благодатный край. Озера вновь наполнялись водой, в них было очень много рыбы. Летом река Есиль возвращалась в свои прежние берега, а в ее пойме появлялось густое разнотравье. С приближением зимы сюда возвращались табуны лошадей, стада овец, которые могли спокойно пережить здесь суровые зимы Северного Казахстана.

Согласно донесениям русских исследователей, в районе Акмула (Акмола) Есиль соединялся с рекой Нурой, что было важным для России в стратегическом плане, ибо «от сего пункта вверх по р. Иргису (Иргиз) и р. Камышакылы прямо на Орскую крепость, дабы сим средством, соединя, буде можно р. Ишим с верховьем р. Тургай… Различные металлические руды, на верховьях рек Нуры, Ишима и Каратургая находящиеся, а большой частью в золоте, серебре, меди, свинца и олове… могли бы тогда свободно сплавляться вниз по р. Ишим внутрь России…»

В 1845 году в местность под названием Акмола было переселено 100 сибирских казачьих семей. С 1846 года она стала именоваться казачьей станицей – Акмолинском. В 1853-1854 годах на дороге между Атбасаром и Акмолинском были установлены три казачьих пикета. Один из них – у подножья сопки Амантай. Это событие стало началом появления здесь русских, украинских и других крестьян, освобожденных от крепостного права в России, но не обеспеченных собственной землей на местах их исконного проживания. Российские крестьяне облюбовали места вокруг Амантайского пикета. По закону Российской империи того времени село подлежало регистрации лишь тогда, когда в нем было не менее десяти дворов. Именно столько дворов оказалось у сопки Амантай в 1879 году, и этот год принято считать годом основания Мариинского села (Мариновка), названного в честь русской княгини Марии.

Параллельно этому происходило еще одно событие, которое коснулось и Амантайского края, и о котором советская историография предпочитает не упоминать. В 1822 году указом царя был утвержден «Устав о сибирских киргизах». Так было «узаконено», что территория Среднего Жуза, как писал Шокан Уалиханов, занимавшая обширную степную полосу земли, простирающаяся более чем на 900 тыс. квадратных верст, со своим населением до 400 тыс. жителей, одним росчерком пера окончательно вошла в состав империи.

Но казахи не были согласны с введением российского порядка в степи. Начались волнения, постепенно принявшие характер национально-освободительного движения, во главе которого стояли казахские султаны Касым и его дети Саржан, Кенесары. Баянаульцы, выступившие на стороне хана Кене, через два года вынуждены были отойти от своего предводителя. За несколько лет до героической смерти Кенесары для устрашения других участников этого движения в Акмоле был расстрелян заседатель от киргизов в Баянаульском приказе Тайджан (Тайжан) Азнабаев, как чиновник, якобы изменивший присяге. Правда, некоторым казахским родам, участникам Баян-Аульского волнения, за признание закона империи было дозволено вернуться на свои исконные земли.

В 1833 году, согласно Ведомости Килды-Ногайской волости, часть из них стали устраивать свои аулы вдоль реки Есиль, начиная от реки Колутон до места впадения в Есиль реки Теріс-Аккан. Они стали заниматься, как и их далекие предки, разведением скота, огородничеством, охотой и рыболовством. Так недалеко от Амантайской сопки возникли Колутон, Байжигит (переименованный в Ново-Александровку), чуть далее – Садыбек и другие поселения. Но так продолжалось до появления здесь крестьян-переселенцев…

Это – история. Вместе с тем история Амантайского края сегодня более ассоциируется с событиями апреля 1919 года в Мариновке. Тогда здесь произошла братоубийственная война между российскими крестьянами, участниками и жертвами которой стали местные жители – казахи.

Вытеснив местных жителей из исконных мест проживания, там поселились русские крестьяне-безземельцы, пустившиеся в бега от произвола помещиков. Еще в 1891 году казахский султан Гази Валиханов предупреждал, что непродуманная политика переселения российских крестьян в казахскую степь приведет к имущественному неравенству и станет со временем причиной социального противостояния.

Так получилось в селе Мариновка. В числе первых русских крестьян, прибывших в Амантайский край, были Годуновы, Гусевы, Палагутины, Петровы, Усики, Ящуки. Они представляли Самару, Тобольский край, области Войска Донского казачества и др. Им, как первопроходцам, достались наиболее удобные для огородничества места в районе Амантайской сопки. Со временем они стали перебираться ближе к Амантайскому пикету, находя в лице вооруженных казаков опору и поддержку.

Аграрная политика Столыпина привела к новой волне переселенцев с Кубани, из центральной части Украины (семьи Белаш, Иващенко, Тарасенко и др.). Большинство из них прибывали самовольно, приписными не считались, землей не наделялись, и в результате становились батраками кулаков и баев. В последующие годы население Мариновского, как и других сел, пополнялось за счет родственников крестьян, переселившихся сюда когда-то первыми – Белозеровы, Белокуровы, Вербицкие, Снагольские, Палагутины. Благодаря родственным связям они уже через некоторое время обзаводились хозяйствами. Так образовалось имущественное нера-венство между переселенцами.

Недовольство самых бедных слоев населения особо проявилось после возвращения солдатов-батраков с Первой мировой войны. Солдат-ветеранов попытались снова вовлечь в ряды так называемого Колчаковского войска. Возникло противостояние между колчаковцами и теми, кто поддерживал большевистские идеи классовой борьбы. На стороне беднейшей части русского крестьянства оказались и «казахи-тамыры». Вылилось все в кровопролитие… Апрельские дни 1919 года – тоже часть истории этого края. Кровь людская не водица. Нужно помнить об этом.

В Мариновке в 1967 г. был открыт народный музей Мариинского восстания, в 80-е годы он получил статус историко-краеведческого. Но может быть памятник на месте трагических событий 1919 года больше пришелся бы по душе современному поколению и их будущим потомкам.

Что собой представлял Амантайский край в давние времена? Несколько штрихов из его богатой истории. Начать стоит с того, что будущий писатель Сейтжан Омаров родом из атбасарского села Керегетас, детские годы которого прошли в ауле Тастөбе, спустя годы вернулся в село Садыбек учителем. Писателя Сейтжанова смело можно отнести к числу писателей советского периода, чьи произведения – это кладезь знаний об истории края, родного села. На основе его произведений можно вспомнить о более 80 забытых казахских аулах, названиях местности, жайлау, озер (в том числе и в районе бывшей Амантайской волости): Такыртөбе, Тастөбе, Жалғызтау, Жөншілік, Байғара, Ашылыкөл, Қамсақты, Қазотылы. Среди них, например, Таскешу – название, которые было подсказано писателю в 1939 году информатором по имени Мейрам Шағылтаев. Таскешу, как пишет Сейтжанов, – это название города, располагавшегося в давние времена в районе станции Жалтыр.

Амантайский край знаменит своими героями и знатными людьми. Один из таких – Жабаркан Асаинов из аула Косколь. В ноябре 1940 года он был призван в армию, участник Великой Отечественной войны с первых дней. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспеченности перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Это первый Герой Социалистического Труда из казахов. Его именем в свое время назван был колхоз, в котором он работал до службы в армии.

В этих же местах, в маленьком селе Ковыленко в апреле 1927 года родился мальчик по имени Жанатай Шарденов. Со временем он станет Народным художником Казахской ССР, мастером кисти с мировым именем. Известного художника будут сравнивать с Ван Гогом и его французским однофамильцем Жаном-Батистом Шарденом. К этой славе мальчик из никому неизвестного Калгутана шел долгие годы, переживая жизненные неурядицы и совершенствуя упорным трудом и старанием данное ему природой дарование.

Мы уверены, что необходимо восстановить историческое название села Амантай. А чтобы амантайцы действительно помнили, знали и гордились своим краем, историко-краеведческий музей в селе Амантай нужно назвать именем Народного художника Казахстана Жанатая Шарденова.

Амангельды КАШКИМБАЕВ,
историк.

Турсунбек ОМУРЗАКОВ,
депутат Мажилиса Парламента РК 5 созыва.

Фотографии предоставлены Мариновским историко-краеведческим музеем.

Читайте также