Незнание закона, желание извлечь выгоду или элементарная забывчивость?
Члены совета по этике Агентства РК по делам государственной службы пытались найти ответ на вопрос, почему из года в год отдельные работники МИО, отраслевых ведомств нарушают Закон РК «О государственной службе Республики Казахстан».
А именно пункт 2 статьи 13, согласно которому «государственный служащий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в течение тридцати календарных дней со дня вступления в государственную должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов…»
В законе определен и алгоритм выполнения этих требований: составить договор на доверительное управление имуществом, нотариально его заверить. Копию договора в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования представить в службу управления персоналом по месту работы.
Отсюда вопрос и кадровым службам учреждения: не забывают ли они спрашивать поступающего на работу о том, нет ли у него акций, какого-либо имущества в коммерческих организациях.
Если спросили и человек спохватился: «Да, когда-то открывал ИП. Надо проверить, закрыто ли оно. Заявление об этом подавал давно» или «Акции есть, со дня на день предам их», – это один вариант квалификации проступка. А вот если утаил наличие таковых – это уже другое.
Следует отметить, что рассмотрению вопроса предшествовало его тщательное изучение, анализ данных различных электронных платформ.
По информации филиала НАО 92 акмолинских служащих были зарегистрированы в качестве учредителей различного рода организаций, департамент государственных доходов предоставил список 10 служащих, состоящих на регистрационном учете в качестве индивидуальных предпринимателей.
Из зарегистрированных 92 человек 49 состоят на учете в качестве учредителей в товариществах с ограниченной ответственностью и коммандитных товариществах, 10 – в сельскохозяйственных производственных кооперативах, 33 являются учредителями общественных, религиозных, спортивных и иных объединений, фондов, строительных и жилищных кооперативов.
К 10 членам сельхозкооперативов вопросов нет, очевидно, что жить в селе, содержать ЛПХ и не кооперироваться с односельчанами для выпаса скота, разведения КРС… невозможно. Ни один из них каких-либо выплат и дивидендов от своего членства не получал.
Членство в общественных, религиозных, спортивных объединениях и фондах, в которых состоят 33 служащих, тоже допускается, они не являются коммерческими организациями.
Почему до недавнего времени более 40 служащих оставались учредителями в ТОО? 29 из них работают в МИО, 19 человек – в территориальных подразделениях центральных госорганов. Один – сотрудник аппарата маслихата, 36 человек свои доли участия в товариществах уже передали в доверительное управление либо продали, вышли из состава учредителей.
Но необходимо отметить, что десять служащих сделали это только во время проверки.
За свой проступок каждый понес индивидуальную ответственность (административный штраф), ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Закона «О государственной службе», несоблюдение установленных законами РК ограничений является дисциплинарным проступком.
Объяснения давали разные, чаще всего: «Это было так давно, забыл совершенно». Но были и такие: «Проверил по одному реестру – ТОО закрыто, оказывается, на другой платформе числится как действующее».
Члены совета отмечали, что следует ускорить интеграцию баз данных. Чтобы можно было получить данные на ИИС «Е-қызмет». Необходимо перейти к обязательному ведению электронных дел, совершенствовать работу кадровых служб.
И еще: какие бы причины не озвучивали совершившие проступок служащие, очевидно, что все они недостаточно хорошо знают Закон «О государственной службе», одна из норм которого такова: «Не передача в доверительное управление принадлежащих на праве собственности долей, акций в уставном капитале коммерческих организаций и иного имущества, использование которого влечет получение доходов.., а также имущества, переданного в имущественный наем, является основанием для прекращения государственной службы административными государственными служащими».