ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Несколько дельных советов акмолинским потребителям на брифинге в Региональной службе коммуникаций дал руководитель областного департамента торговли и защиты прав потребителей Ерлан Аубакиров.
– Будьте внимательны при покупках, прежде чем их совершить, внимательно осмотрите товар или проверьте качество предоставленной услуги, ознакомьтесь с характеристиками товара, сроками годности и условиями использования. Не стесняйтесь задавать вопросы продавцу и требовать подтверждение информации, особенно, если речь идет о товаре или услуге с высоким риском, – рекомендовал руководитель ведомства. – Сохраняйте чеки и другие документы. Чек – это доказательство факта покупки, важный документ, который поможет вам при необходимости обратиться с жалобой или требовать возврата или обмена товара. Также сохраняйте договоры, квитанции и прочие документы, связанные со сделкой. Знайте: магазин обязан отпустить товар по цене, указанной на витрине, если цена на витрине не соответствует цене в чеке.
«Требуйте уголок потребителя» – еще один совет Ерлана Аубакирова. Каждый магазин обязан обустроить небольшой уголок потребителя, в котором должны быть размещены актуальные законы и правила защиты прав потребителей. Если уголок отсутствует, покупатели имеют право сообщить об этом в компетентные органы.
– Не стесняйтесь обращаться в наш департамент, если ваши права были нарушены. Мы всегда готовы помочь в их защите в рамках своей компетенции. Наши сотрудники активно реагируют на обращения и работают для того, чтобы каждый потребитель мог отстоять свои интересы, – отметил Ерлан Аубакиров. – Используйте мобильные приложения «Е-tutynushy» и «Е-otinish» – быстрые и эффективные способы взаимодействия с департаментом. Они разработаны для вашего удобства, чтобы вы смогли онлайн подать жалобу, получить консультацию и отслеживать ход рассмотрения вашего обращения.
Как проинформировал спикер, в текущем году в облдепартамент поступило 730 обращений, наибольшее их количество касается розничной торговли. На втором месте по количеству жалоб – электронная торговля – 7%, 12% обращений связаны с услугами ЖКХ, 10% – с туристическими.
– Мы активно ведем претензионноисковую работу: 83% из всех обращений были удовлетворены, оказана помощь в возврате 65 миллионов тенге. Это говорит о том, что наш департамент не просто фиксирует обращения, а активно работает над решением проблем потребителей. Чаще всего нарекания вызывает работа автосалонов, которые, увы, продают автомобили с дефектами, проявляющимися уже после покупки, и магазинов бытовой техники, которая не всегда соответствует заявленным параметрам. К сожалению, на рынке до сих пор встречаются компании, которые не уделяют должного внимания качеству своих товаров. Наша задача – не только разобраться с конкретными жалобами, но и сформировать у предпринимателей ответственность перед потребителями, – подчеркнул Ерлан Аубакиров.
В этом году облдепартаментом торговли и защиты прав потребителей привлечены к административной ответственности 367 предпринимателей. Из них 336 субъектов бизнеса получили предупреждения, 31 оштрафован на 669 634 тенге: за превышение торговой надбавки на социально значимые продукты более чем на 15%, нарушение регламента работы торгового рынка, отсутствие ценников на товары или несоответствие цен на витринах и кассах торговых объектов, отсутствие уголка потребителя, за непредоставленный ответ в установленный законом срок на претензию потребителя, отказ в возврате или обмене товара.
– Еще один важный аспект нашей работы – реализация концепции «Сапалы Өнім», которая направлена на разработку регулирующих мер в торговой политике, ориентированных на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественных производителей, а также на формирование имиджа и узнаваемость казахстанской продукции. Общественными объединениями и неравнодушными гражданами ведется контроль за соблюдением требований маркировки и качества продукции, в том числе и зарубежного производства, – отметил руководитель ведомства.