«Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями».
Президент РК Касым-Жомарт Токаев.
«Ты знаешь, так хочется жить,
Наслаждаться восходом багряным.
Жить, чтобы просто любить
Всех, кто живет с тобой рядом».
Ну разве можно было сдержать слезы, когда эту песню исполнял мальчик, родившийся особенным? Каждое слово и каждый шаг даются ему с огромным трудом. Но он поет, он учится! Он в коллективе здоровых, активных детей.
И таких учеников с особыми образовательными потребностями в четвертой общеобразовательной школе г. Кокшетау – 30. Познакомились мы с ними и с их родителями на замечательном и очень трогательном мероприятии, посвященном пятилетнему юбилею кабинета поддержки инклюзии. Сейчас их в этой школе, ставшей авангардом в реализации и развитии инклюзивного образования, уже три.
– У нас одна боль, одна любовь, одна цель: помочь детям с особыми образовательными потребностями, – обращалась к участникам мероприятия директор школы Мадина Хасенова. – Стараемся создать все необходимые условия. С каждым годом таких детей становится все больше. Что-то получается, что-то нет. Но мы идем вперед, рука об руку с родителями, коллективом.
А эти слова Мадины Бельгибаевны обращены прежде всего к родителям: «И мы, и вы нужны нашим детям. Мы должны доверять и понимать друг друга. Пусть наше общество, наша страна станет инклюзивной. Чтобы у каждого нашлись силы принять наших особенных детей. Чтобы никто не был одинок на этом пути».
Так же искренне, тепло говорила и Диана Даутова – мама, благодарная коллективу школы за внимание не только к своему ребенку, но к каждому, кто особенно в нем нуждается: «Пусть наша школа будет местом, где каждый чувствует себя понятым, принятым и уважаемым. Где поддержка и понимание становятся основой обучения».
После каждого приветствия взрослых выходили на сцену дети: кто-то танцевал, кто-то музыкальную пьесу исполнял, кто-то пел. И каждый был не один: либо с мамой, либо с личным помощником – педагогом-ассистентом. Иначе они не могут. Хочется верить, что только пока.
– Определенная часть общества всегда если не будет настроена против, то, во всяком случае, не будет поддерживать особенных людей. Такова природа человека. Вы должны быть к этому готовы, – слова председателя областного координационного совета по вопросам развития инклюзивного образования Марата Ибраева и родители, и учителя встретили с пониманием.
Как и его совет: обращать внимание только на тех, кто понимает сложность проблемы. А от негатива стеной отгородиться.
По словам Марата Ибраева, опыт инклюзивного образования, накопленный коллективом школы, очень полезен там, где кабинеты поддержки только отрываются.
Кандидат педагогических наук Дмитрий Лепешев подчеркнул, что каждый педагог-ассистент – правая рука учителя: «Хочу поблагодарить, уважаемые родители, за то, что доверяете своих детей этому коллективу. Ваши дети в надежных руках».
Надо сказать, что родители это понимают и ценят. Мама второклассника Анна Ушакова говорит, что перевела сюда ребенка из кокшетауской ОШ №12: «Здесь внимания больше, индивидуальная программа грамотно составляется. С ассистентом мы в постоянном контакте».
О педагогах-ассистентах разговор особый. 30 человек с педагогическим образованием встречают своих подопечных у входа в школу и не отходят от них ни на шаг, пока не передадут в руки родителей.
Руководитель кабинета поддержки инклюзии, педагог-модератор Асия Омарова рассказывает: «Любим детей, любим свою работу. Но выдерживают не все. Профессиональное выгорание наступает очень скоро, эмоциональная, психологическая усталость накапливается.
Мы регулярно проходим курсы, в школе проводим семинары. Курсов много, большая часть из них – дистанционные, малоэффективные. Но и те, что мы проходим в ИПК «Өрлеу», в КУ имени Ш. Уалиханова часто носят теоретический характер. Нам очень нужны практико-ориентированные знания.
Возникают сложности взаимодействия с родителями. Они тоже устают, живут в состоянии постоянного стресса. Возможно, отсюда завышенные ожидания и требования. Часть из них очень слабо информирована. Сегодня в центре инклюзии дети. Это, конечно, правильно. Но надо работать и с родителями.
Почему эту функцию не берут на себя общественные организации? Сейчас их множество и все говорят об аутизме, инклюзии. Родителей надо готовить к тому, чтобы они могли воспринять и принять объективную информацию о своих детях. И реалистично планировать их будущее».
В этой школе каждую четверть проводят ротацию ассистентов, чтобы ребенок учился контактировать с разными людьми, не привязывался излишне к кому-либо.
Все педагоги-ассистенты отмечают: если бы не кабинеты поддержки инклюзии, работать бы стало еще сложнее. Представьте нередкую, к сожалению, ситуацию: случился у особенного ребенка эмоциональный срыв во время урока: плачет, кричит, срывается с места. Многим из них вообще высидеть на одном месте более 10 минут проблематично.
Чтобы не сорвать урок окончательно, педагог-ассистент ведет его в один из кабинетов поддержки инклюзии. Ждет, пока ребенок успокоится. И усаживает за парту в отдельной кабинке, где нет никаких внешних раздражителей, помогает выполнить задание, полученное от учителя.
На взгляд дилетанта, кабинеты прекрасные. Уютные, красивые… Но, по мнению педагогов, не хватает многого: оборудования для песочной терапии, сенсорных досок… Профессионалам виднее.
А в кабинете сенсорной интеграции дети не читают и не пишут. Мяч в отверстия бросают, по лабиринту ходят… Педагог-ассистент Ержигит Каукаров справедливо говорит о важности сенсорного, телесного восприятия. Тот же хватательный рефлекс очень нужен и для развития моторики, и для приобретения навыков самообслуживания.
Важно, что в игре дети приобретают дисциплинарные навыки, без них к образовательной среде и к социуму в целом не адаптироваться.
– Пять лет для напряженно работающих людей – это срок, когда можно сделать промежуточный анализ и подумать над тем, как двигаться дальше, – слова Марата Умербаевича стали лейтмотивом импровизированного заседания круглого стола.
И вновь речь шла о тех же проблемах, что и в нашей публикации «Особенные проблемы особенных детей». («Акмолинская правда», 30.10. 2024 г.).
Классы переполнены. Это не только проблема четвертой школы. Но именно в ней во многих классах по два ребенка с особыми образовательными потребностями. Кто-то из них пытается читать-писать. А кто-то просто что-то раскрашивает. Но у каждого из них индивидуальное задание учителя: разработанное, обоснованное, пригодное для любой проверки. За 45 минут урока учитель должен уделить не менее 10 минут каждому особенному ребенку. На остальных 27-30 человек остается 25.
Особенные дети отвлекают других. Вернуть их после этого к изучению новой темы учителю сложно. Сложно бывает и ответить маме особенного ребенка на категоричное: «Вы мало внимания нам уделяете. Почему до сих пор не научили..?»
Мадина Бельгибаевна привела пример: «В одном классе два особенных ребенка. В параллельном их нет. Хотели перевести одного из них. Не можем: родители против».
«Начала за здравие, закончила…» – понимаю, что даю основание для подобных оценок материала.
Но говорить надо и о том, что все очень непросто. Что развитие инклюзивного образования в нынешних условиях двух-, трехсменных школ, переполненных классов неизбежно нарушает права нормотипичных детей на получение качественного образования.
Не для того, чтобы отказаться от него вовсе. А чтобы, развивая, соблюсти принцип «Не навреди!» Следовать ему должны не только доктора, но и учителя, новаторы, изучающие международный опыт чуть ли не в каждой сфере и ратующие за его внедрение у нас «сейчас и немедля».
И вновь слова из песни, исполненной одним из особенных детей и его мамой: «Над пропастью по краю я тебя проведу. Дай мне руку, я буду с тобой».
Очень сложен этот путь. Пройти его надо вместе. Всем нам.
Фото предоставлено администрацией СШ № 4.