И снова о мошенниках

Появление в нашей жизни интернета принесло новые возможности: общение по видеосвязи, платежи и покупки в формате онлайн… Мы привыкли к тому, что в любой момент у нас есть доступ к виртуальным кабинетам банков и собственным документам – все в один клик. К сожалению, у мошенников тоже появились новые возможности. И если раньше они обманывали в основном доверчивых пенсионеров, то сейчас их жертвой может стать любой.

У меня зазвонил телефон…

– Вас беспокоит сотрудник «Казпочты». Вам пришла посылка из интернет-магазина, сегодня ее доставит курьер. Для этого вам нужно продиктовать код, который придет в сообщении с номера 1414…

Я торопилась на планерку и действительно ждала посылку именно из этого интернет-магазина, поэтому в словах «сотрудника почты» никакого подвоха не увидела. К тому же заказ в этом магазине я делала впервые и порядок доставки точно не знала. Без всяких сомнений я продиктовала код из сообщения, которое было почему-то на английском языке, когда заметила слова, написанные большими буквами: «DO NOT GIVE THE CODE TO ANYONE!» – «НИКОМУ НЕ ГОВОРИТЕ КОД!»

«Сотрудник почты» был очень мне благодарен и сказал, что сейчас придет еще одно сообщение, код из которого я тоже должна продиктовать. Но я уже поняла, что стала жертвой мошенников, поэтому отказалась сообщать заветные четыре цифры и предложила перезвонить на городской номер почты. Мой собеседник тут же бросил трубку.

Следующий звонок раздался через полчаса, и к нему я была готова. Человек представился сотрудником отдела безопасности одного из банков Павлом Нурлатовичем. Он предупредил, что наш разговор строго конфиденциален и разглашение его содержания будет караться по закону. Если во время беседы ко мне кто-то подойдет, я должна сделать вид, что разговариваю со знакомым и продолжить только когда останусь одна.

– В вашем личном кабинете нашего банка замечена подозрительная активность. Кто-то проник туда, используя код. Мы должны заполнить протокол и защитить ваши накопления, – сказал «Павел Нурлатович». – Вы не должны прерывать звонок, потому что это расценивается банком как отказ от защиты…

Через несколько минут он сообщил, что «связался с Нацбанком» и выяснил, что на мое имя открыли счета в нескольких банках. Поэтому я должна сказать «для протокола», в каких банках у меня уже есть счета или сообщить код из второй смс, чтобы им не могли воспользоваться мошенники. После моего отказа к беседе подключился «старший специалист службы безопасности Виктор Толегенович». В целом наша беседа длилась около получаса и результата мошенникам не принесла.

Кто виноват?..

За разъяснениями я обратилась к начальнику отдела по борьбе с киберпреступностью департамента полиции Ермеку Манатову.

– Интернет-мошенничество – это обман, осуществляемый с помощью современных информационных технологий, целью которого является извлечение финансовой выгоды или других ресурсов. В Казахстане в целом и в нашей области в частности наблюдается рост числа киберпреступлений. Это связано с повышением уровня цифровой грамотности населения, увеличением числа интернет-платежей и расширением сферы онлайн-услуг, – отметил Ермек Абаевич.

Среди наиболее распространенных схем можно выделить фальшивые интернет-магазины, мошенничество с банковскими картами, фишинг, социальную инженерию и распространение вирусных программ. Схема «Вам пришла посылка…», жертвой которой чуть было не стала и я, в последнее время очень популярна среди мошенников. Месяц назад именно так на одного из акмолинцев оформили кредит в размере двух миллионов тенге.

На вопрос, кто чаще всего становится жертвой мошенничества, Ермек Абаевич отвечает:

– Любой гражданин, независимо от профессии, образования и возраста. Сейчас все реже в поле зрения мошенников попадают пенсионеры, все чаще – работники систем образования, здравоохранения и промышленных предприятий.

…И что делать?

Основные меры, предпринимаемые государственными органами, – превентивные, преступления в этой сфере все-таки пока легче предупредить, чем раскрыть. Например, на борьбу с киберпреступностью направлено обновление Уголовного кодекса с учетом новых технологий и создание законодательства, регулирующего онлайн-безопасность.

Усиливается контроль за финансовыми операциями: введена обязательная сертификация интернет-магазинов и других онлайн-сервисов, а также усилена работа по выявлению и пресечению нелегальных транзакций через интернет-банкинг. Непрерывно повышается уровень защиты данных пользователей, а также создаются эффективные системы мониторинга и защиты от кибератак, разрабатываются и внедряются различные системы для распознавания фальшивых сайтов, предотвращения и оплаты через ненадежные платформы, а также улучшаются системы защиты онлайн-платежных систем.

– На борьбу с киберпреступлениями ориентированы специализированные подразделения. В их задачи входит проведение расследований, выявление преступных схем, а также взаимодействие с международными правоохранительными органами, совместная работа с банками и финансовыми учреждениями. Мы сотрудничаем с организациями, которые помогают отслеживать подозрительные финансовые транзакции и блокировать мошеннические операции. Но и мошенники не дремлют, поэтому мы постоянно призываем население: будьте бдительны! – подчеркивает Ермек Манатов.

Что же делать, если вы стали жертвой мошенников или подозреваете, что ваши личные данные попали в руки посторонних? Совет от начальника отдела по борьбе с киберпреступностью:

– Зайдите в личный кабинет еGOV и подключите добровольный отказ от банковских займов и микрокредитов в разделе «Популярные услуги». Проверьте через кредитное бюро, оформлены ли на ваше имя займы, которых вы не совершали. Если да, то обращайтесь в правоохранительные органы.

Расплата за доверчивость

Согласно данным отдела по борьбе с киберпреступностью, с начала года в регионе зарегистрировано 865 киберпреступлений, акмолинцы потеряли в общем порядка 590 млн тенге. В результате следственных действий удалось вернуть гражданам всего около 65 млн тенге…

– Найти мошенников непросто: следы 80-90% преступлений уходят за пределы Казахстана. Но есть и обратные случаи: в этом году мы раскрыли мошеннический колл-центр на территории области, откуда такие же «сотрудники банков» звонили в соседние государства в поисках наживы… – отмечает Ермек Абаевич.

К слову, в настоящее время создается новая структура по борьбе с киберпреступностью и планируется усиление отделов в регионах в несколько раз. А пока что в нашей области над раскрытием 865 преступлений работают всего четыре сотрудника…

Я обошлась «малой кровью», потратив всего две тысячи тенге – купила флешку, чтобы скачать на нее ЭЦП в ЦОНе для доступа к личному кабинету в кредитном бюро, а также оплатила получение персонального кредитного отчета. Таким образом я убедилась, что оформить кредиты на мое имя мошенники не успели.

Настораживает то, что «сотрудник почты» назвал меня по имени-отчеству, знал, что я жду посылку именно из этого маркетплейса и назвал мой домашний адрес, уточнив только номер подъезда…

В этот раз мне повезло. Мой случай – подтверждение тому, что от действий мошенников не застрахован никто. Будьте бдительны, не дайте себя обмануть.

Читайте также