В Акмолинской области на 8 декабря 2024 года назначены выборы депутатов маслихатов вместо выбывших в 10 избирательных округах: 1-областной маслихат, 1 — в городе Кокшетау, 2 -в Аккольском, 2- в Аршалынском, 1- в Егиндыкольском, 1- в Жаксынском, 1- в Жаркаинском, 1-Шортандинском районах.
К сведению кандидатов в депутаты!
Предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию (Конституционный закон «О выборах») в РК.
Начало предвыборной агитации: 13 ноября 2024 года, 18.00 часов
Завершение предвыборной агитации: 7 декабря 2024 года, 00.00 часов
Предвыборная агитация осуществляется четырьмя способами:
-через СМИ;
-путем проведения публичных предвыборных мероприятий;
-путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
-посредством онлайн-платформ.
В соответствии с Конституционным законом, при проведении предвыборной агитации, государство гарантирует кандидатам равные условия доступа к средствам массовой информации.
Материалы признаются предвыборной агитацией, если содержат:
- Призывы голосовать за (или против) кандидатов
- Предпочтение в отношении какого-либо кандидата
- Описание возможных последствий избрания или не избрания кандидатов
- Явно преобладающие сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями
Условия предвыборной агитации
Для размещения агитационных материалов, средства массовой информации и пользователи онлайн-платформ должны опубликовать и представить в соответствующую избирательную комиссию:
Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади за пять дней до начала агитации:
Финансирование предвыборной агитации
Кандидатами финансирование предвыборной агитации осуществляется через государственное финансирование и негосударственное финансирование (избирательные фонды).
- Государственное финансирование
Государство гарантирует им равные объемы выделения средств для выступлений со своими программами в средствах массовой информации: на телевидении (в прямом эфире или в записи) — пятнадцать минут; на радио — десять минут; для публикаций в периодических печатных изданиях или сетевых изданиях двух статей не более 0,1 печатного листа. Под печатным листом следует понимать бумажный лист форматом 60×90 см, площадью 5400 см.2. Объем 0,1 печатного листа равен площади 540 см2, что составляет 1/4 газетной полосы формата А-2.
- Негосударственное финансирование
Предвыборная агитация кандидатов на выборах депутатов маслихатов может финансироваться из средств избирательных фондов.
СМИ могут публиковать агитационные материалы за счет бюджетных средств и средств избирательных фондов.
А пользователи онлайн-платформ размещают агитационные материалы только за счет средств избирательных фондов кандидатов.
Условия публикации материалов
Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь для публикации агитационных материалов зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
Пользователи онлайн-платформ на договорной основе предоставляют объем информации для публикации агитационных материалов зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
Условия договора для публикации агитационных материалов не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии.
Основание для предоставления эфирного времени, печатной площади:
- удостоверение кандидата;
- письменное заявление кандидата или уполномоченного лица политической партии на имя руководителя средства массовой информации, пользователя онлайн-платформ;
- копия решения Центральной либо соответствующей территориальной избирательной комиссии о регистрации партийного списка.
Согласие на размещение агитационных материалов, данное средством массовой информации, пользователем онлайн-платформы одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на размещение агитационных материалов другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации, онлайн-платформах устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.
Тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией, должен быть одинаковым для всех кандидатов.
Редакция СМИ устанавливает график предоставления эфирного времени и печатных площадей и иных агитационных материалов кандидатов.
Копия графика, в котором указываются дата и время выпуска агитационных материалов кандидатов направляется в Центральную избирательную комиссию в течение трех дней со дня обращения кандидата.
Запрещается распространение субъектами телерадиовещания любых агитационных материалов в новостных, аналитических программах.
Порядок ведения предвыборной агитации
В соответствии с законом о выборах, в период агитации допускается организация и проведение кандидатами:
митингов;
шествий;
демонстраций;
иных предвыборных мероприятий.
Вместе с тем порядок подачи уведомления о проведении мирных собраний в форме пикетирования, собрания, митинга, а также заявления о получении согласования проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия регламентируется ЗРК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан».
Согласно выборному законодательству, избирательные комиссии совместно с МИО и органами местного самоуправления составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации.
При проведении публичных предвыборных мероприятий важно помнить, что допускается бесплатная раздача печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании.
Также публичным мероприятием является проведение предвыборных дебатов, которые вправе организовывать соответствующие избирательные комиссии.
Агитационные материалы
В соответствии с законом о выборах, все агитационные печатные материалы должны содержать следующие сведения (маркировка):
- об организации, выпустившей данные материалы;
- месте их печатания;
- тираже;
- лицах, сделавших заказ;
- из каких средств оплачено.
Нарушение данной нормы согласно ст.113 КоАП влечет штраф в размере 25 МРП.
Запрещается изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.
Местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснащают их стендами, щитами, тумбами с равными условиями для всех политических партий.
Кандидаты вправе вывешивать агитационные печатные материалы в иных местах с разрешения собственника соответствующего объекта
Запрещается проводить предвыборную агитацию:
- государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;
- военнослужащим, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;
- членам избирательных комиссий;
- религиозным объединениям;
п. 4 ст. 27 КЗ «О выборах в РК»
Нарушение п.4 ст. 27 КЗ «О выборах в РК» согласно ст.122 КоАП влекут штраф на физических лиц в размере 20 МРП
Ненадлежащая предвыборная агитация
Ненадлежащая предвыборная агитация — предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, каких-либо услуг, ценных бумаг, а также проведение лотерей, благотворительных акций, выплата денег либо обещание предоставления таковых.
Проведение ненадлежащей предвыборной агитации запрещено!
Нарушение данной нормы согласно пункту 2 ст.122 КоАП влечет административный штраф в размере 20 МРП Для кандидатов — отмена решения о регистрации кандидата (п.3 ст. 59 КЗ о выборах)
С момента объявления выборов, кандидатам, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации зрелищных и спортивных мероприятий.
п. 9) ст. 27 КЗ «О выборах в РК»
В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается:
- Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
- Агитационные материалы, ранее размещенные в сети Интернет, могут сохраняться на прежних местах. Не допускается выведение ранее размещенных материалов на главные страницы интернет-ресурсов.
- За нарушение сроков, порядка и условий предвыборной агитации предусмотрена правовая ответственность, а в отношении кандидатов вплоть до отмены регистрации.