– Дорожная карта предвыборной программы партии «AMANAT» «Вместе с народом!» по Акмолинской области сформирована на основе предложений граждан, в нее вошли проекты в сферах ЖКХ, образования, здравоохранения. На их реализацию выделены бюджетные средства, – подчеркивал на совместном заседании бюро политсовета и комиссии партийного контроля областного филиала партии исполнительный секретарь организации Берген Беспалинов.
Но в срок и качественно исполняются далеко не все пункты программы. Причины этого регулярно пытаются выяснить на партийной площадке, обсуждая вместе с руководителями ведомств и администраторами бюджетных программ имеющиеся риски, определяя возможности участия партийцев в их минимизации.
– Деньги из республиканского бюджета не поступили, – объясняла руководитель областного управления экономики и бюджетного планирования Алмагуль Шугурмакова возникшие по многим пунктам программы риски.
Запланированное количество жилья в срок сдано не будет, так как имеется дефицит средств в сумме 823 млн тенге: на строительство 45-квартирного жилого дома в г. Ерейментау, 45-квартирного дома в Аккольском районе, на завершение строительства пяти многоквартирных жилых домов в Целиноградском районе.
Заявки на финансирование из республиканского бюджета в сумме 200 млн тенге направлялись в отраслевое министерство, однако не были поддержаны. Теперь они «перекочевали» на будущий год.
В этом году в связи с нехваткой тепловых мощностей в областном центре, где вводится наибольшая доля жилья (42% в области по итогам 2023 года), Комитетом по делам строительства план по вводу жилья снижен до 580 тыс. кв. м.
– Планы создавались два-три года назад, но в процессе исполнения бюджета возникают более приоритетные работы, которые тоже требуют немалых средств, – объясняла Алмагуль Каирлыевна.
Пункт 23 Дорожной карты «Предоставление на конкурсной основе молодым предпринимателям 178 кредитов под 2,5% годовых» исполнен не будет. Причина все та же: деньги из республиканского бюджета не поступили ни в прошлом, ни в нынешнем году. Как и на кредиты сельчанам в рамках проекта «Ауыл Аманаты».
Все мы радуемся за маленьких акмолинцев, обучающихся в комфортных школах, новым ФАПАм, врачебным амбулаториям, построенным по республиканскому проекту модернизации сельского здравоохранения. Но из областного бюджета средств на инфраструктуру ушло немало, а теперь деньги нужны и для содержания новых объектов.
Порядка 30 млрд тенге ушли на финансирование проектов, не завершенных ранее в связи с удорожанием.
Правительством принимаются НПА, которые тоже требуют средств из областного бюджета. В частности, в будущем году понадобится 21 млрд тенге на повышение зарплат работников силовых структур и госслужащих.
«Что от нас зависит?» «Что мы можем сделать в этих условиях?» – таковы ключевые вопросы прошедшего заседания.
Ответы на них подсказывает анализ очень «долгоиграющих» и до сей поры незавершенных проектов строительства ливневой канализации в Щучинске и очистных сооружений п. Бурабай.
– Без «ливневки» в Щучинске не будет дорог, – слова руководителя областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Бактыбека Жапаева продолжили члены советов: «Без дорог не будет развития туризма».
Работы, начавшиеся в 2020 году, выполнены более чем на 80%. Дополнительно понадобился 51 млн тенге. Была направлена заявка в РБ, однако бюджетная программа по развитию ЩБКЗ отсутствует. Денег не дали. В этом году средства (51,9 млн тенге) выделили из районного бюджета. Планировали завершить работу до конца 2024 года.
Но, по словам Бактыбека Бекеновича, «вряд ли успеем». Спусковым крючком, породившим множество проблем, стало то, что, опять же по словам руководителя профильного ведомства, «проект сделан чуть-чуть неверно».
Кто проектировал? Кто проводил экспертизу? Почему приняли в работу этот неверный проект?
Ответ Бактыбека Жапаева – повод не только для выводов, но и конкретных предложений. Проект не принять не могли, потому что он благополучно прошел все предписанные в этом случае процедуры, в том числе и экспертизу. Как и все несложные объекты, видимо, частную. Но это роли не играет. Частные эксперты действуют легально, в правовом поле.
Заказчик к экспертизе отношения не имеет, обязан проект реализовывать. 90% предусмотренных средств освоены еще в 2021 году. С той поры работы не ведутся. Сегодня уже установленные бетонные лотки частично разрушены, оставшиеся – забиты мусором и грязью. Подрядчик за оставшуюся часть суммы проводить работы (чуть ли не заново) отказывается.
В отношении авторского надзора и разработчиков проекта заказчик – районный отдел строительства – начал претензионную работу только в сентябре этого года. Когда начнутся судебные процедуры и чем они завершатся, сказать сложно.
Предложение: через партийную депутатскую фракцию инициировать депутатский запрос об ужесточении ответственности проектных и экспертных организаций.
Сделать это важно и нужно. Но если в них работают слабые в своем деле специалисты, то, увы, это, скорее всего, бесполезно. А с профессионалами в сферах строительства, проектирования, ЖКХ… сейчас «напряженка». И по мере выхода на заслуженный отдых специалистов «той эпохи» она только обостряется. Причем, как ни парадоксально, по принципу: «чем больше грантов на обучение, тем меньше кадров на практике».
Анализ причин этого явления и профориентационная работа могут стать важным вкладом партии «AMANAТ» в решение этой обостряющейся с каждым годом проблемы.
Еще одним печальным подтверждением этому является длящаяся уже семь лет «эпопея» со строительством очистных сооружений п. Бурабай. Вернее, с вводом в эксплуатацию уже построенных.
Работы выполнены на 95%: монтаж оборудования, построены три биореактора, здания для технического персонала, котельной, сбросный коллектор, освещение, благоустройство…
Но подрядчик не провел пусконаладочные работы, аргументируя это тем, что они в проекте вообще не были заложены.
30 мая заключен договор на разработку ПСД для завершения и проведения пусконаладочных работ на сумму 9 млн тенге. На их проведение из областного бюджета в будущем году потребуется еще 479 млн тенге.
В связи с недобросовестным исполнением договорных обязательств прежним подрядчиком планируется проведение нового конкурса. Заключение экспертизы можно будет получить только в 2025 году.
– Кроме того, имеется ряд вопросов технологического характера: необходимо провести реконструкцию биореакторов, так как п. Бурабай имеет недостаточный объем стоков для полноценной загрузки КОС. Проектом также не предусмотрено оборудование лабораторий для обслуживания биореакторов, техника для обслуживания и вывоза отходов КОС. Акиматом Бурабайского района ведется работа по решению данных вопросов, – информировал Бактыбек Жапаев.
Вопрос «почему эти вопросы возникли только сейчас» повис в воздухе. Отвечать за допущенные огрехи некому. За прошедшие 10 лет при колоссальной текучести кадров в Бурабайском районе «иных уж нет, а те – далече».
Ставшая традиционной рекомендация: «Признать подрядчика недобросовестным поставщиком услуг» – тоже палка о двух концах.
Заместитель руководителя областного управления строительства, архитектуры и градостроительства Азамат Байкуанышев на вопрос о том, когда будет завершено строительство ФАПа в селе Новосельское Атбасарского района, смог только объяснить, почему оно длится так долго: «Подрядчика, получившего большую часть выделенных денег, признали недобросовестным. Привлеченные им субподрядчики теперь не получают денег. А тому уже глубоко все равно».
Очевидно, что и в этом, и во множестве иных случаев своевременный и жесткий контроль за подрядчиком сыграл бы свою роль.
Но что в этом случае могут сделать унаследованные из советского прошлого «посты партийного контроля», о необходимости которых шла речь на заседании? Подрядчик сошлется на массу причин. Придется к заказчику, профессионалам обращаться. А заказчик сам нуждается в контроле…
У партии парламентского большинства – масса возможностей решать вопросы на глубинном, законодательном уровне. Прошедшее заседание четко обозначило некоторые из них.
Фотографии предоставлены пресс-службой АОФ «AMANAT» .