СОВЕТЫ ПСИХИАТРА
«Что вы, прийти не смогу: маму (отца, супруга…) нельзя одного дома оставить, такое может натворить», «Она уже меня не узнает, ночами бродит, постоянно пытается убежать», «Я забыла, когда высыпалась…»
Все мы сочувствуем знакомым, оказавшимся в такой ситуации, а многие и сами пережили: состарившиеся родители страдают деменцией, нуждаются в постоянном присмотре, круглосуточном уходе. И жизнь их уже не молодых детей превращается в кошмар. Любят, понимают, что должны и обязаны, но…
Что делать, если у родного человека деменция? Почему она возникает, можно ли ее избежать?
Об этом мы беседуем с руководителем областного центра психического здоровья Александром Высоцким.
– Александр Анатольевич, как понять, что близкого тебе человека настигла эта беда?
– Для начала давайте разберемся, что означает понятие «деменция». Как это ни печально, но в переводе с латинского – «безумие». Да, это приобретенное слабоумие. То есть стойкое снижение познавательной деятельности, ранее усвоенные эмоции, знания утрачиваются, приобрести новые человек уже не может.
Это не олигофрения (недоразвитие психических функций), которая проявляется в детстве, и человек остается таким всю жизнь. Деменция, в отличие от олигофрении, всегда прогрессирует. Чаще всего встречается в пожилом, старческом возрасте.
Людей, страдающих деменцией, становится больше во всем мире. По данным ВОЗ, ежегодно регистрируется 7,7 млн новых случаев. К 2050 году ожидается увеличение пациентов с таким диагнозом до 131,5 млн человек.
– Можно ли избежать деменции или хотя отсрочить ее появление?
– При деменции распад психических функций происходит в результате заболеваний и повреждений головного мозга.
К ней может привести ряд заболеваний: болезнь Альцгеймера – корковое поражение головного мозга, сосудистые нарушения, опухоли, гематомы, мозговые абсцессы, черепно-мозговые травмы…
В 10-20 % случаев причиной является алкоголизм. Он же поражает нервную систему, порождает токсическую энцефалопатию, которая потом может перейти в деменцию.
Каждое из этих заболеваний может перерасти в состояние неизлечимое. Будьте внимательны к своим пожилым родственникам. Мы видим человека всю его жизнь и замечаем, что он меняется. Позволяет себе вещи, не мыслимые ранее, вплоть до сексуальной распущенности.
Уходит самоконтроль, просыпаются физиологические инстинкты, возникает гипераппетит. Едят очень много и тут же забывают об этом.
Мы понимаем, что это совсем не свойственно конкретному человеку и делает он это вовсе не из вредности, не потому что характер испортился.
Если нарушается речь, ориентирование на местности, становится примитивной, обедненной познавательная сфера, частые перемены в настроении, бредовые изменения личности, то мужайтесь. Это не просто надолго, это навсегда. Лучше уже не будет.
Печальное тому подтверждение – судьба Рональда Рейгана. Успешный лидер, от которого в период его президентства во многом зависели мировые процессы, в конце жизни не мог себя обслуживать. Произошел полный распад личности. Медицина в таких случаях бессильна.
И сегодня люди с диагнозом «болезнь Альцгеймера» не подлежат госпитализации, потому что нет перспектив излечения. Как и деменции.
Можно и нужно, конечно, вести здоровый образ жизни, заниматься профилактикой атеросклероза: здоровое питание, снижение насыщенных жиров в пище, контроль диабета, решение головоломок и логических задач. Количество сна должно быть достаточным, нужно нагружать весь организм, в том числе и мозг.
Интересно, что у людей, владеющих двумя языками и свободно на них общающихся, деменция наступает на 4,5 года позже, чем у моноязычных. Это уже доказанный факт.
– Что же делать родным и близким людей, страдающих деменцией? Им приходится поневоле наблюдать за медленно увядающим рассудком. Авторы одного из научных исследований даже призывают считать окружающих больного и ухаживающих за ним членов семьи «неочевидными вторичными пациентами».
– Окружить заботой, обеспечить уход. Как бы ни было это сложно, набраться терпения. «Мы в вечном долгу перед родителями», – это не просто красивая фраза. Надо помнить, что после неизбежного ухода человека из жизни у очень многих родственников возникает чувство вины: «Надо было, а я не смог. Теперь не исправить». Так что надо стараться сделать все возможное при жизни.
Существует целая группа препаратов, которую называют нейропротекторы. Помогают остановить, замедлить процесс. Если заболевание случилось, откатить его назад невозможно. Только остановить прогрессирование, обратившись за помощью к невропатологу.
Поскольку причины происходящих в мозгу изменений в настоящее время лечению не подлежат, единственным возможным выходом остается симптоматическое лечение, создание условий, поддерживающих и стимулирующих работу угасающего мозга.
Все данные указывают на то, что ранняя диагностика может не только подарить надежду и расширить возможности для самих пожилых пациентов и их семей, но и в целом улучшить их качество жизни. Она позволяет заранее начать планировать лечение и заняться поиском ресурсов, оказывающих эмоциональную и психическую поддержку в кризисных ситуациях. Национальные стратегии борьбы с деменцией разных стран настаивают на пользе ранней диагностики.
Если появляются поведенческие нарушения (расстройство сна, агрессия, стремление куда-то уходить), то подключаются психиатры, назначают препараты, которые обладают седативным действием.
Есть возможность оформить таких пациентов в МСУ для психохроников. Для этого существует электронная очередь. Она движется очень медленно. Как правило, вакансия появляется, когда кто-то из пациентов умирает.
В нашем центре есть возможность госпитализировать человека краткосрочно. Платно. Прейскурант цен утвержден управлением здравоохранения. Они могут здесь находиться сколько сочтут возможным и нужным. Уход, медицинская помощь гарантированы. Конечно, есть ограничения в режиме, они связаны с особенностями нашего учреждения.
– Но согласится ли на это человек, страдающий деменцией?
– Все госпитализации добровольны. До тех пор, пока человека решением суда не лишили дееспособности. Если дееспособности лишен, то достаточно согласия родственников, опекунов.
Понимаю, что это очень серьезная мера, опекун должен осознавать всю меру ответственности: обязан обеспечить безопасность, решать проблемы коммунальные, кормить, обувать-одевать…
Есть такая сентенция, с которой нельзя не согласиться: «Когда вы хотите помочь ребенку, делайте вместе с ним. Когда хотите помочь взрослому, дайте совет. Если хотите помочь пожилому человеку, сделайте за него».
Эта необходимость – принимать решения за наших состарившихся родителей – возникает практически у каждого из нас. И к этому надо быть готовыми.