Поддержать отечественное производство

Даны поручения по модернизации предприятий, обеспечению дополнительного финансирования проектов в машиностроении и наращивании поставок на внешние рынки.

На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова рассмотрены вопросы развития машиностроения. О ситуации в отрасли доложил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев, с докладами выступили представители отраслевых ассоциаций – Союзов машиностроителей Мейрам Пшембаев и промышленных инвесторов Кайрат Еламанов, Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.

По итогам 2023 года доля машиностроения в структуре ВВП достигла 1,9%. Отмечается рост объема производства, положительная динамика привлечения инвестиций. За 9 месяцев текущего года в казахстанские проекты вложено порядка 108,2 млрд тенге, что превышает объем за аналогичный период прошлого года в 2,2 раза.

Один из ключевых вопросов сектора – модернизация оборудования. Премьер-министр отметил, что в машиностроении износ техники достигает 40%. Только в железнодорожной отрасли до 2030 года ожидается вывод из эксплуатации более 800 изношенных пассажирских вагонов. По данным Союза промышленных инвесторов Казахстана, в обновлении нуждается порядка 76% сельхозтехники.

Руководитель Правительства подчеркнул, что для достижения поставленных Президентом целей по диверсификации экономики необходимо активно использовать потенциал отечественного машиностроения и внедрять новые технологии.

«Глава государства подчеркивает, что именно индустриализация должна стать основным драйвером диверсификации экономики. Ускоренное развитие обрабатывающего сектора, и прежде всего машиностроения, должно быть локомотивом в обеспечении экономической самодостаточности Казахстана. Государство активно поддерживает отечественных производителей. Перед нами стоят важные задачи по созданию цикла производства с высокой долей локализации. Кроме того, для повышения эффективности предприятий надо проводить своевременную модернизацию производства», – подчеркнул Олжас Бектенов.

Отмечена необходимость внедрения цифровых технологий на предприятиях в соответствии с глобальными тенденциями роботизации и автоматизации производственных циклов.

На сегодня в автомобилестроении ведется работа по формированию кластерного производства. Такой подход стимулирует развитие смежных отраслей, открывает новые возможности и перспективы для всего сектора.

В нефтегазовом машиностроении действуют порядка 50 предприятий. Объем производства достигает $160 млн, при этом объем импорта превышает $1,6 млрд. Премьер-министр обратил внимание на десятикратную разницу и необходимость сокращения разрыва. Для содействия в создании новых отечественных производств был создан Международный центр нефтегазового машиностроения. Уже успешно реализованы проекты по локализации продукции таких международных компаний, как Honeywell, PetrolValves, Wika. Руководитель Правительства отметил необходимость расширения полномочий Центра по гарантированию заключения долгосрочных договоров международных операторов с казахстанскими предприятиями.

Руководитель Правительства поручил министерствам промышленности, финансов, нацэкономики и холдингу «Байтерек» обеспечить дополнительное финансирование проектов в машиностроении в рамках уже одобренных финансово-экономических   обоснований. Олжас Бектенов подчеркнул, что предприятия машиностроения должны быть обеспечены кредитами по льготной ставке для обновления основных фондов и запуска производства новых видов товаров.

Также Министерству промышленности необходимо держать на постоянном контроле ход реализации проектов в автомобилестроении и оперативно решать возникающие вопросы, расширять экспорт.

Урожай собран. Дело за экспортом

В Правительстве на заседании оперативного штаба по уборочной кампании рассмотрели ход приемки нового урожая зерновых на элеваторах и отправки на экспорт.

Уборка зерновых и зернобобовых завершена на 99,8%. Средняя урожайность составляет 16 ц/га, намолочено 26,6 млн тонн зерна. Продолжается сбор масличных культур, уже убрано 2,4 млн га, что составляет 83,1% от уборочной площади. Валовый сбор маслосемян составляет 2,7 млн тонн при средней урожайности 11 ц/га.

За сентябрь – октябрь этого года по железной дороге транспортировано 2,2 млн тонн зерна нового урожая, что на 42% больше, чем за тот же период прошлого года. На экспорт отправлено 1,8 млн тонн (+48% к двум месяцам 2023 г.).

Перевозки через Россию идут без ограничений. Экспорт казахстанского зерна в направлении РФ за два месяца составил 43 тыс. тонн, транзитом через РФ – 104 тыс. тонн. Идут активные отгрузки зерна через порт Актау в направлении Ирана: 249 тыс. тонн за сентябрь – октябрь. На традиционных рынках Центральной Азии перевозки нового урожая увеличились на 36% в сравнении с прошлым годом и уже составили 1,036 млн тонн. Кроме того, Продкорпорация, как оператор страны по зерновому рынку, оказывает содействие фермерам в перевозке зерна на экспорт под собственным «зонтичным» брендом путем консолидации товарных партий зерна фермеров.

На заседании оперативного штаба также рассмотрели жалобы отдельных фермеров на то, что они не могут сдать зерно на элеваторы. Общая емкость хранения зерна по республике составляет 30 млн тонн, лицензированные элеваторы загружены на 42%, свободный объем составляет 7,6 млн тонн. Таким образом, в основных зерносеющих регионах страны есть возможности для бесперебойной приемки нового урожая. Вице-премьер поручил Министерству сельского хозяйства и акиматам Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областей довести эту информацию до фермеров с указанием конкретных лиц для оперативной связи по всем возникающим вопросам.

«Казахстан входит в десятку крупнейших мировых экспортеров зерна. Мы собрали практически весь урожай, теперь нужно вывезти на экспорт и помочь фермерам в гарантированном закупе зерна», – подвел итоги заседания оперштаба Серик Жумангарин.

primeminister.kz.

Читайте также