Признаемся сразу, что несмотря на все наши усилия, получить ответ на этот вопрос нам не удалось. Но он в принципе очевиден и тревожен: много, очень много.
В каждом поселке, городе есть оставленные хозяевами дома, здания, бывшие когда-то клубами, банями, комбинатами бытовых услуг… Что могло в хозяйстве пригодиться, разобрали соседи, оставшиеся же руины стали местом для детских игр. Ну кто из нас когда-то во всякие «войнушки» и прятки в таких декорациях не играл…
Кто будет отвечать, если именно там произойдет несчастный случай, от которого никто и нигде не застрахован? Скорее всего, никто. Но в принципе, если родители постараются, видимо, взыскать какую-то сумму с местного акимата можно.
Гораздо проще привлечь к ответственности предпринимателя, если несчастье случилось на его объекте. Так и произошло с директором ТОО Н. в селе Тонкерис Шортандинского района.
Четырехлетний малыш утонул в незакрытом колодце на территории возводимого его предприятием детского сада. Стройка давно заморожена. Начали ее в 2018 году. Заказчик – районный отдел строительства. По словам заместителя руководителя областного управления строительства, архитектуры и градостроительства Нияза Балгожина, проект профинансирован в полном объеме. Но в предусмотренные сроки подрядчик строительство не завершил.
– В это время я еще не работал, – отвечали руководители ведомств, к которым мы обращались. В 2021 году стройка остановилась. Поначалу и охранник на оставленном объекте был, и ограждение возвели. Но прошло три года, и перспективы стройку возобновить стали очень туманными.
Конечно, никто решение суда оспаривать не собирается. Погиб ребенок. Проверяющие предоставили в суд заключение, из которого следует: «…руководитель ТОО Н. не осуществил контроль за соблюдением безопасности во время проведения строительных работ, допустив следующие нарушения строительных норм и правил. Строительная площадка в населенном месте во избежание доступа посторонних лиц не была ограждена, на территории строительного объекта отсутствовала охрана, входные ворота на территорию объекта не закрывались надлежащим образом, что предоставляло свободный доступ посторонним, опасные зоны не обозначены знаками безопасности, не установлены защитные ограждения, колодцы и другие выемки не закрыты крышками, не ограждены, в темное время суток ограждения не обозначены электрическими сигнальными лампами».
Отсюда и решение суда: «Таким образом, руководитель ТОО нарушил правила безопасности при ведении строительства, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего. При назначении наказания суд учел смягчающие обстоятельства у Н.: признание вины и чистосердечное раскаяние, наличие на иждивении малолетних детей, заключение медиативного соглашения с потерпевшими и возмещение ущерба, согласие потерпевших на процессуальное соглашение, а также отсутствие отягчающих обстоятельств. Гражданский иск в суде не заявлен.
Приговором суда Н. назначено 3 года лишения свободы условно, с установлением пробационного контроля, с лишением права заниматься деятельностью в сфере строительства».
Не знаю, шла ли об этом речь на заседании, но жители станции Тонкерис рассказали, что детям на территорию замороженной стройки пробраться не так просто, ограждение там все-таки было. Погибший мальчик из семьи, в которой дедушка в свое время там работал охранником. И часто брал с собой внуков во время дежурств. Так что они как раз все ходы-выходы знали. Но, конечно, вряд ли этот факт можно рассматривать в качестве смягчающего обстоятельства для Н.
Что будет с объектом? Определенного ответа на этот вопрос мы опять же не получили. В областном управлении строительства нам сказали, что предусмотренные проектом деньги давно выплачены, объект пытались передать им на баланс еще в 2021 году. Не приняли. И теперь, вероятно, районным властям придется искать спонсоров.
Руководитель отдела строительства Шортандинского района Мерей Серикболсын пояснил, что сейчас идет корректировка проекта. Как только завершится, незавершенный объект все-таки будут передавать на баланс областного управления строительства. В любом случае, это дело не одного дня.
Частного определения суд не выносил. Но тем не менее… Если бы сад был построен в срок, то дети играли бы на красивых площадках, а не среди блоков и арматуры.