«Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан республики… осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию».
Такими красивыми и торжественными словами начинается Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, открывшая, по словам Президента Касым-Жомарта Токаева, «путь к нашей священной Независимости».
Для того, чтобы понять, почему речь идет именно о Казахской Советской Социалистической Республике, кому-то надо просто вспомнить, а кому-то уже прочесть, что это было за время: конец 80-х – начало 90-х годов прошлого столетия.
«Парад суверенитетов», когда из СССР выходили страны Балтии, Сумгаитский конфликт, страшные, трагичные Ошские, Тбилисские события, начавшиеся тогда и не завершившиеся до сей поры Карабахский и Приднестровский конфликты… Разрушающиеся системы централизованного планирования и хозяйственных связей…
Но были и съезды народных депутатов, прямую трансляцию которых мы смотрели до поздней ночи. С трибуны до нас доходили слова академика Сахарова, ставшего нравственным камертоном той непростой эпохи. Звучали голоса Олжаса Сулейменова, академика Зиманова, Нагашбая Шайкенова, Нурбулата Масанова…
Среди казахстанской интеллигенции, молодых политиков-демократов было сильно влияние алашординцев, видевших процветающий, суверенный Казахстан равноправным союзником сильного, демократического государства.
Как показал мартовский референдум 1991 года о будущем СССР, большинство казахстанцев, как и жители других союзных республик, надеялись, что большую страну удастся реформировать, сделать демократической, справедливой, равноправной, где будет слышен голос каждой находящейся в ней добровольно республики. Где будет незыблемым право свободного выхода из союза, в том случае, если народ суверенной республики сочтет, что его права и интересы нарушены.
«Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе».
В те годы, когда у центральной власти все еще была мощная армия, стремление сохранить союз любой ценой, принятие такой декларации действительно было, по определению действующего Президента Казахстана, победой смелости и дипломатии, разума и терпения. «Мы обновили устои общества и устремились к новым вершинам».
Не надо забывать и о том, что в те годы удельный вес казахов на своей родине составлял 37% процентов. И даже после декабря 1991 года люди, ставшие гражданами молодого независимого Казахстана, еще долго идентифицировали себя с СССР – страной, навсегда ушедшей с исторической арены.
Но «вначале было слово» – аксиома для всех времен и всех народов. И судьбоносные для страны слова прозвучали 25 октября 1990 года именно в декларации и суверенитете.
«Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия».
Прошел год. И 16 декабря 1991 года Верховный Совет страны принимает Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». И как же его нормы созвучны положениям Декларации о суверенитете…
«Республика Казахстан – независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.
Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.
Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной».
Различий между понятиями «декларация» (фр.declaration – заявление) и «закон» понятны. Специфической чертой декларации является общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного регулирования. Одна из целей такого документа – придать ему торжественный характер, подчеркнуть особо важное значение для судеб соответствующего государства.
Вспомните Декларацию независимости США, Всеобщую декларацию прав человека…
Закон, принятый представительным органом страны, – нормативно-правовой акт, обязательный к исполнению. За нарушение его норм применяются меры государственного принуждения.
Фундаментом Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» стали положения Декларации о суверенитете Казахстана. В них воплощены общечеловеческие, демократические ценности, верность которым наша страна хранит все годы суверенного развития.