Глаза не видят, но руки делают

В Акмолинском филиале ОО «Казахское общество слепых» состоят более 400 инвалидов по зрению. Свыше двухсот человек проживают в городе Кокшетау. Многие из них, несмотря на недуг, могут и хотят работать. А филиал помогает им в трудоустройстве, сотрудничая с местными карьерными центрами. Многим находят работу в собственном ТОО «Учебно-производственное предприятие» в областном центре.

– Конечно, в регионе гораздо больше людей, имеющих проблемы со зрением, мы имеем возможность и хотим им помочь. Первый шаг – вступление в ряды общества, – говорит председатель филиала общества слепых Батырхан Ахметов.

Филиал имеет право представлять интересы своих подопечных в государственных органах, в том числе при прохождении врачебно-трудовой экспертной комиссии. Оказывает бесплатную правовую помощь, благо, в области есть юристы, готовые безвозмездно предоставлять услуги людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

На предприятии постоянно работают    четырнадцать человек, в основном, швеи, закройщики, мушковщики (прошивают матрас в нескольких местах насквозь, чтобы не сбивался наполнитель). Здесь шьют постельное белье, подушки, матрасы, одеяла.

– Работаем по заказам, например, детских садов, других государственных и частных организаций. Иногда получаем заказы на тысячу постельных комплектов и больше. Принимаем и частные заказы: люди перелицовывают старые одеяла и матрасы, обновляют подушки. Работа кипит, без дела не сидим, – рассказывает мастер производства Амина Сулейменова.

Когда-то УПП Акмолинского филиала общества слепых выпускало не только швейную продукцию. Руками незрячих изготавливались гвозди, металлические цепи, ящики, электротехнические и многие другие изделия, в которых нуждалось народное хозяйство. Сейчас большая часть производственных помещений сдана в аренду. Тоже доход, но все-таки лучше, чтобы незрячие люди могли сами зарабатывать.

Были периоды, говорит Амина Сулейменова, когда и швейный цех закрывался, но с приходом нового руководителя Даулета Аскарова, проявившего способности хорошего менеджера, все изменилось.  Производство пошло на подъем, появились крупные тысячные заказы.

Есть люди, которые работают на производстве по 10-20 и более лет. Дарья Мантыцкая больше десяти лет трудится в цехе закройки, по совместительству она заведует складом. Михаил Оладько, инвалид по зрению первой группы, здесь уже почти 40 лет. Именно о таких говорят: глаза не видят – руки делают. Более двадцати лет стажа у Татьяны Бубенко и Елены Корольковой.

Сколько же можно здесь заработать? Оплата, как и в большинстве швейных предприятий, сдельная. В среднем выходит 70-80 тысяч тенге. Это хорошая прибавка к пенсиям по инвалидности. Поэтому желающие трудоустроиться всегда есть. Если заказов много, набирают дополнительно людей, обучают здесь же. Принимают на работу и по направлению карьерного центра.

В июне сюда пришла работать Гульсара Калиева, когда-то выучившаяся на швею, но по специальности не работавшая.

– Недавно переехали в этот район города, живем поблизости. Зашла просто спросить, а меня сразу приняли на работу. Пока все устраивает, коллектив хороший. Пришлось вспоминать, чему училась раньше. Освоилась быстро, девочки помогли, – говорит швея.

В областном управлении координации занятости и социальных программ говорят, что в трудовой сфере существует множество инициатив, направленных на поддержку инвалидов в поиске и удержании работы. Это программы профессиональной подготовки, стажировки, а также меры по адаптации рабочего места, которые учитывают специфические потребности людей с инвалидностью. Ключевым условием также считается повышение осведомленности работодателей о значении инклюзии и равных правах на труд каждого человека.

Важно отметить, что успешное трудоустройство инвалидов возможно лишь при комплексном подходе, включающем сотрудничество государственных органов, частного сектора и организаций, представляющих интересы людей с инвалидностью. Это сотрудничество позволит не только улучшить качество жизни инвалидов, но и создать общество, в котором каждый сможет реализовать свой потенциал, независимо от физических возможностей.

Фото автора.

Читайте также