«Много ли, мало ли, но сыграли 372 спектакля на наших четырех площадках. 13 новых постановок. 400 000 тысяч зрителей».
Размышляет об итогах 47-го театрального сезона директор Акмолинского областного русского драматического театра Бейбут Бахтыгереев.
Много, Бейбут Салаватович, очень много! К этим 400 000 акмолинских любителей театра добавьте рукоплещущих зрителей во время гастрольных туров в Астане, Шымкенте, Атырау, Астрахани…
И еще добавьте театроманов и театроведов на четырех международных фестивалях в российских Кинешме, Владимире, Москве, Санкт-Петербурге. Те, кто увидел спектакль АОРДТ впервые, часто не могли скрыть своего удивления: «Алматы, Астану и их театры знаем. Но Кокшетау… Это же маленький город, и такая постановка!»
Желаем, чтобы театру удалось выехать на все девять международных фестивалей, куда его пригласили, как только «Станционный смотритель» на «разборе полетов» получил высокие оценки мэтров театральной критики.
И как венец прошедшего сезона: На III Международном театральном фестивале «ӘБІШ ӘЛЕМІ», организуемым Международной организацией тюрк-ской культуры (ТЮРКСОЙ), «Станционный смотритель» завоевал Гран-при как лучший спектакль. В номинации «Лучшая режиссура» победителем стал его режиссер Тимур Кулов.
Человек, благодаря которому триумф нашего театра и случился, заслуженный деятель культуры РК Бейбут Бахтыгереев удостоился высокой награды – медали «За заслуги в культуре Тюркского мира».
Есть такое понятие – «многовекторная политика». Именно ее старается придерживаться наша страна все годы суверенного развития.
Рискую, но все-таки озвучу: то, что делает Бейбут Салаватович, наверное, можно назвать многовекторным театральным менеджементом. ТЮРКСОЙ и Ассоциация деятелей русских театров зарубежья, председателем правления которой недавно он единогласно избран: членство в этих организациях – на благо не только АОРДТ и его зрителям, но всем любящим театр людям. Тем, кто понимает, что никакие геополитические события не в силах вбить клин между ценителями высокого и вечного искусства.
В нашей столице подписаны меморандумы между АОРДТ и Академическим театром юного зрителя им. А. Брянцева (Санкт-Петербург), Белорусским Академическим театром юных зрителей.
И это не просто (как это часто, к сожалению, бывает) «меморандум ради меморандума». Это – участие в новых фестивалях, совместные постановки, творческие связи, перерастающие в настоящую человеческую дружбу. А по большому счету, без ложного пафоса, это вклад в дружбу между странами и народами.
Меморандум подписывали во время V Международного театрального фестиваля «ТеART-КӨКШЕ». Средств на его проведение в Кокшетау в прежнем формате изыскать не могли. Но не тот человек Бейбут Бахтыгереев, чтобы в фестивальной истории «пробить брешь» длиною в год. Проводит в Астане форум «Искусство и просвещение без границ». Обладатель Бронзового беркута «ТеART-КӨКШЕ-2023» ТЮЗ им. А. Брянцева показывает спектакль «Нос».
А поставил его Тимур Кулов – молодой режиссер из Татарстана, которого мы «заполучили» благодаря редкому чутью на таланты Бейбута Салаватовича. Помните замечательный спектакль «Лютый» по рассказу Мухтара Ауэзова?
Директор питерского ТЮЗа Светлана Лаврецова, увидев «Лютого» на фестивале «ТеART-КӨКШЕ», пригласила Тимура Кулова в свой театр.
А через год он поставил у нас блистательный «Станционный смотритель». В конце октября мы увидим еще один результат совместной работы российского режиссера и творческого коллектива нашего театра – спектакль по пьесе Александра Островского «Волки и овцы».
В открывшемся в октябре 48-м театральном сезоне мы уже смогли увидеть поставленный киргизским режиссером Шамилем Дыйканбаевым спектакль «Пошта» – «фантазии пенсионера Ивана Жукова и очевидцев той эпохи по пьесе Олега Богаева «Русская народная почта».
Спектакль непростой и неоднозначный, как, собственно, все, что ставят не только по пьесам Богаева, но других авторов, вышедших из школы драматурга Николая Коляды.
Зрители разные, восприятие разное… От полного неприятия до катарсиса: «Это же мы, Господи!»
Большая часть моей жизни прошла в СССР. И училась в Ленинграде, и в вузе преподавала, и в театры, музеи за символическую плату ходила. И помню в родной рабочей Караганде фортепианный концерт Святослава Рихтера, и вечер романсов сестер Лисициан… Все это было.
Но это редкие мгновения на фоне какой-то усредненной, привычной, воспринимаемой как норма, бедности большинства, тотальном дефиците, зависти: «В универмаге (на складе) работает», жизни за «железной стеной», отгородившей нас от остального мира. И все это под бравурное «Эх, хорошо в стране советской жить!»
Этот спектакль не для тех, кто до сей поры верит в справедливость и равенство безвозвратно ушедшей эпохи. Конечно, это право каждого. Переубеждать никто никого не стремится.
Но разве можно отрицать, что многие, очень многие были похожи на героя этой пьесы Ивана Сидоровича Жукова?
Не тосковал он ни по умершей жене, ни по потерявшейся во время войны дочери: «Этот «факт» для него был чем-то вроде трещины на потолке, которая сама по себе, а Иван Сидорович сам по себе».
Пока была компания, с которой можно было пива выпить, в домино сыграть, то вообще на жизнь не жаловался. Но остался совсем один в опустевшем дворе, тогда спасением стали письма.
В них он пишет и о реальной своей жизни: «Я – Иван Сидорович Жуков – требую повысить мне пенсию… Так как жить стало невозможно… Прямо сил нет… В магазине все дорого, а я уже человек пожилой. Пенсии мне хватает ровно на неделю. А следующие дни я варю китайскую лапшу и ем ржаной хлеб. Как же вы дошли до жизни такой, что не можете всем государством прокормить одного ветерана войны и труда?»
Но это он адресует президенту. А вот друзьям детства Мишке, Гришке и Федору пишет о жизни, пожить которой не довелось, но, видимо, очень хотелось.
«В общем, мы про войну и не слыхивали. Тети, дяди, братовья двоюродные – все до одного здоровы и в уме. Внуки же кончили университеты на одни пятерки, внучки вышли замуж за серьезных парней. А проживаем мы в огромном тихом городе, где нет морозов и грязи». «Дома с прозрачными крышами, на балконах цветы разные, пол на улицах с мылом моют, во дворах сразу тебе растут ягода и грибы».
Даже при своем слабеющем старческом уме он и не пытается отправлять эти письма. Пишет самому себе. Больше-то и некому.
А ночами в видениях к нему приходят не жена и дочь, а спорящие Ленин и королева Елизавета. И «наследство» он отписывает им, да еще «хорошей артистке Любови Орловой передается в наследство три кг соли, чайник, бидон, салатница, 4 дуршлага и зеркало. Плюс – кухня». Все, что нажил…
По замыслу режиссера роль Ивана Сидоровича исполняют актрисы Нургуль Джунусова и Елена Лукьянова. Думается, что не ради эпатажа. А чтобы показать, что по-шукшински «рабочие, неласковые» женщины, если и были теплее, эмоциональнее своих мужей, то, наверное, ненамного.
Признаюсь, что была удивлена реакцией зрителя молодого, в те времена не жившего. Поняли, приняли… Наверное, потому, что проблема «маленького человека, прячущегося в шинели» – она вне времени. Одежда, интерьер другие. А суть одна: убого жили, убого стареют и тот самый пресловутый стакан воды подать некому.
– Зрителя воспитывать, вкус формировать, – думается, этот спектакль еще один шаг к реализации задачи, которую ставит перед собой коллектив АОРДТ.
Фото предоставлено АОРДТ.