Профи в мире особенных людей

5 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

 Очаровательная девушка на фотографии – мама троих детей Тамара Шевченко. Тамара Петровна – обладательница редкой специальности, она высококвалифицированный сурдопедагог с 18-летним стажем.

– Я родилась в глухонемой семье. Это отдельный мир, не всегда понятный обычным людям, – рассказывает Тамара Петровна. – Сначала нам с сестрами было очень сложно, ведь в детстве общение с родителями значит очень много. Мы почти не разговаривали, а потом нам очень повезло: в детском саду и начальной школе нас окружали прекрасные сильные педагоги, которые уделяли особое внимание развитию речи, научили познавать мир, адаптироваться в социуме, а самое главное – привили любовь к литературе. «Больше читайте, девочки, и у вас будет хороший словарный запас», – советовали учителя. И мы, сначала через силу, а потом понимая, какие возможности дает чтение, открыли для себя мир знаний, как губка впитывали все новое, познавали удивительный мир.

Юная Тамара, овладев бытовым языком жестов, которому научилась у своих родителей, стала помогать окружающим, нуждающимся в получении информации, которые хотели жить как все люди, умеющие говорить и слышать…

Когда Тамаре исполнилось 18 лет, она решила получить высшее образование, стала изучать финансы. В это время ее будущий наставник, известный в областном центре сурдопереводчик Евгений Кимов, предложил поработать с людьми с инвалидностью. К слову, Евгений Георгиевич вплоть до выхода на пенсию и даже на заслуженном отдыхе трудился председателем областного филиала Казахского общества глухих, долгие годы работал сурдопереводчиком на местном телевидении, преподавал жестовый язык. Для молодой девушки предложение стало неожиданностью, но она все-таки попробовала себя в новом деле.

– Я только стала студенткой, сомневалась в себе, но в начале 2000-х годов в нашем регионе было всего четыре человека, владевших жестовым языком и разговорной речью. Работа с особенными людьми стала для меня серьезным шагом. Многим зачастую остро требовалась психологическая помощь. У слабослышащих свой внутренний мир, его надо познавать, постепенно вливаясь в их общество, иначе работать не получится…

Первые пять подопечных начинающего специалиста работали на заводе АО «Тыныс». Тамара сопровождала их не только на работе, но и в поликлиниках и больницах, нотариальных конторах и банках, разных государственных ведомствах. Одновременно повышала свою квалификацию, «перелопачивала» специальную литературу, благодаря чему овладела деловым стилем языка жестов, получила новые знания и практические навыки.

Приняв участие в республиканском конкурсе жестового языка, молодой специалист вошла в десятку лучших сурдопереводчиков Казахстана, получила диплом в номинации «Поющие руки». Соревнование с коллегами, имеющими большой стаж работы, стало хорошей мотивацией, чтобы двигаться дальше в профессии.

В 2011 году Тамару Шевченко пригласили в Строительно-технологический колледж № 1 г. Кокшетау работать с детьми с нарушениями слуха. В тот момент в учебном заведении шел набор в группу поваров. Каждую пару учащихся сопровождала сурдопедагог Шевченко. Ребята получали теоретические и практические знания через ее руки. К слову, сейчас таких педагогов, как она, называют тьюторами.

Помогать учиться детям с нарушениями слуха – не только призвание сурдопедагога Шевченко, это вся ее жизнь. Она всегда окружена своими учениками, которым без нее бывает сложно. Многие дети, поступив в колледж после школы, не владеют элементарными знаниями, и приходится вместе с коллегами, преподающими общеобразовательные дисциплины, восполнять пробелы. В работе с детьми Тамара Петровна широко использует языковую программу «Макатон». Этот метод обучения коммуникации способствует развитию речи у детей и взрослых с трудностями общения за счет использования жестов и символов совместно с речью. Педагог все время совершенствуется в профессии, изучает опыт российских сурдопедагогов…

Кроме педагогической деятельности, у Тамары Шевченко был отличный опыт работы на телевидении и в областном русском драматическом театре, когда пригласили помочь поставить на жестовом языке спектакль «Муму».

– Мне иной раз задают вопрос: можете обучить жестовому языку, чтобы мы могли работать? Конечно, я могу   обучить, но человек должен понимать огромную ответственность. К примеру, чтобы изучить казахский язык, надо ехать в аул, пожить там несколько месяцев, окунуться в языковую среду, понять менталитет людей, узнать традиции и обычаи и связать эти знания с языком. В нашей сфере необходимо оказаться в необычной среде, и тогда вместе с практикой придут навыки жестового языка, а самое главное – понимание психологии, внутреннего мира глухонемых людей, которые очень эмоциональны. Порой для таких людей мы, – и мамы, и папы, учителя и даже врачи, – объясняет Шевченко. – 24 часа в сутки я на связи: кому-то нужно вызвать скорую помощь или сопроводить на операцию, случаются свадьбы, разводы, самые радостные моменты – рождение детей, и мы, специалисты, иной раз даже объясняем молодой маме, как ухаживать за ребенком.

Тамара Петровна рассказывает: сегодня государство обеспечивает достойную оплату услуг специалистов жестового языка. Люди с инвалидностью получают индивидуальные сурдосредства: ноутбуки, сотовые телефоны для набора текстовых сообщений, сигнальные аппараты для глухонемых мам помогают социализироваться в говорящем мире.

Сурдопедагог с каждым годом совершенствует свое мастерство. В прошлом году Тамара Шевченко вместе с подопечным студентом СТК № 1 Юрием Сафроновым участвовала в Международном конкурсе рабочих специальностей «Worldskils» во Франции, переводила задания с английского языка на жестовый русский язык.

Читайте также