Мои коллеги намного моложе меня, приятельницы – мои ровесницы уже не первый год на заслуженном отдыхе.
На здоровье ни у меня, ни у них особых жалоб нет (тьфу-тьфу). Но знаю, что, заболев, бесплатно посещаем только участкового врача. А что касается так называемых узких специалистов, то идем на прием уже на платной основе, соответственно, и за обследования на сложных аппаратах платим. Никто в принципе не заставляет, на бесплатный прием могут и записать. Но пока дождешься… Тем более что, будучи пенсионерками работающими, пока позволить себе это можем. Так что, если это и наш выбор, то вынужденный.
Государство, ФСМС на наше лечение много денег не тратит. При этом 65-летняя сельская родственница уже лет 10 борется с последствиями онкологического заболевания: обследования, лечение в стационарах, дорогостоящие лекарства, консультации в алматинском научном центре для нее бесплатны.
У мужа приятельницы нашли изменения в легких. За пару недель прошел КТ, МРТ и другую сложную диагностику, перенес пятичасовую операцию, сейчас проходит курс реабилитации. Бесплатно.
Думаю, что мои личные наблюдения подтвердят и наши читатели: как бы мы ни сетовали по поводу нынешней системы медицинской помощи, объективности ради давайте признаем, что принцип «здоровый платит за больного» работает.
Об этом шла речь и на брифинге, прошедшем на площадке РСК, где директор филиала ФСМС по Акмолинской области Талгат Турмаганбет информировал о проведенной в этом году работе.
В текущем году объем финансирования в нашей области вырос на 6,1%. За 8 месяцев акмолинцам оказано 10,5 млн медицинских услуг. Это на 60% больше, чем за соответствующий период прошлого года. 47 000 из них – дорогостоящие: КТ, МРТ. Проведена 251 высокотехнологичная операция на сосудах сердца, головы, шеи. Раньше таковые делали только в республиканских центрах. Дети и граждане льготных категорий получили более 146 тысяч стоматологических услуг.
Проведенный специалистами филиала фонда анализ показывает, что наибольшим спросом пользуются консультативно-диагностические услуги. Главным образом узких специалистов.
Озвученная на брифинге информация, к сожалению, еще раз подтверждает, что относительно здоровые люди, добросовестно перечисляющие деньги в фонд, платят не только за болеющих, но и за тех, кто всячески от платежей увиливает или, независимо от реального дохода, перечисляет минимально возможные суммы.
В регионе застрахованы 82,3% от общего количества прикрепленного населения. Как видим, до 100% еще далеко. Да и прикрепляются до поры до времени не все. А сколько акмолинцев из числа застрахованных получают большую часть зарплаты «в конверте», сводя к минимуму все социальные отчисления…
Размер ежемесячного платежа зависит от категории плательщика: работодатель платит 3% заработной платы (максимум 25 500 тенге), сам наемный работник – 2% (максимум – 17 000). Индивидуальные предприниматели, владельцы КХ – 5 995 тенге, самостоятельные плательщики – 4 250 тенге.
За восемь месяцев этого года в областном фонде за счет взносов аккумулировано 18,8 млрд тенге. Объем государственного финансирования за этот период свыше 20 млрд тенге.
Все эти средства распределены между лечебными учреждениями, оказывающими медицинские услуги.
– Порядок оплаты строго регламентирован, полностью автоматизирован. Мы выступаем только в качестве оператора, выдать больше, чем собрано и перечислено из государственной казны, не можем, – так Талгат Турмаганбет опровергает нередко звучащие обвинения в том, что многие проблемы с качеством медицинского обслуживания вызваны как раз недофинансированием, возникающим по вине фонда.
Оплата производится по результатам мониторинга. Критерии качества оказания медицинской помощи, методика выявления дефектов и связанных с ними штрафов также определены правилами Минздрава.
За истекший период этого года уже выявлено более 100 000 дефектов на общую сумму 1 млрд тенге. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года их количество увеличилось на 8%. Среди дефектов лидируют нарушение стандартов оказания медпомощи, протоколов диагностики и лечения, необоснованное оказание медпомощи, завышение объема оказанных услуг.
Директор областного филиала фонда не впервые рекомендует руководителям лечебных учреждений усилить работу служб внутреннего контроля качества. Тогда, очевидно, и приписок будет меньше. Тем более что сейчас в пилотном режиме апробируется новая система, при которой каждое посещение больного подтверждается при помощи QR-кода.