Анализ деятельности дисциплинарных комиссий госорганов, проведенный областным департаментом Агентства РК по делам государственной службы, выявил допущенные отдельными руководителями нарушения.
Во втором квартале 2024 года к дисциплинарной ответственности привлечено 215 государственных служащих. 159 из них работают в местных органах власти, 56 – в территориальных подразделениях центральных государственных органов.
Больше половины в качестве дисциплинарного взыскания получили замечание, четвертая часть – выговор, 15 человек – строгий выговор…
Любое взыскание должно налагаться в предусмотренном правилами порядке. Проверкой установлено, что он соблюдается не всегда и не всеми.
К примеру, если административный госслужащий совершил дисциплинарный проступок, то от него обязательно нужно потребовать письменное объяснение. Он обязан предоставить его в течение двух дней. Если он отказывается его дать, то составляется соответствующий акт. Причем отказ от объяснений не может быть препятствием для проведения служебного расследования.
В нарушение этих правил письменное объяснение у акима Талапкерского сельского округа Целиноградского района К. истребовано 3 июня 2024 года, спустя более чем два месяца с даты поступления представления прокуратуры. Это повлекло нарушение установленных законом сроков привлечения к ответственности.
Аналогичные нарушения допущены при наложении дисциплинарных взысканий на заместителя акима Целиноградского района О., акима Беловодского сельского округа Жаксынского района Д., главного специалиста управления государственного архитектурно-строительного контроля Ж.
Если государственный служащий совершил незначительный проступок и в письменном объяснении этот факт признал, то уполномоченное лицо имеет право наложить взыскание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования.
Но приказом руководителя отдела внутренней политики Жаркаинского района при отсутствии согласия с вменяемым дисциплинарным проступком, без проведения служебного расследования привлечен к ответственности главный специалист М.
Подобным образом к ответственности были привлечены заместитель акима Шортандинского района Ә., руководитель государственно-правового отдела аппарата акима этого же района С., аким Андреевского сельского округа Е.
Правом наложения дисциплинарного взыскания на служащего обладает уполномоченное лицо, имеющее право назначения и освобождения от должности служащего.
Но главный специалист отдела документационного обеспечения и организационно-контрольной работы аппарата акима Жаркаинского района Б. была привлечена к ответственности приказом руководителя аппарата.
Тогда как назначение и освобождение от должности работников аппарата отнесено к компетенции акима района.
Согласно правилам, лицо, подвергнутое взысканию, ставится в известность службой управления персоналом в течение трех рабочих дней со дня издания соответствующего акта, под роспись.
В нарушение этого требования руководитель отдела строительства, архитектуры и градостроительства района Биржан сал М. не ознакомлен с распоряжением о наложении дисциплинарного от взыскания.
Также установлено нарушение требования, согласно которому заседание комиссии считается правомочным, если на заседании присутствует не менее трех четвертей ее членов.
Однако на заседании комиссии управления по инспекции труда, где рассматривался вопрос дисциплинарной ответственности главного специалиста отдела трудовых отношений – государственного инспектора труда Т., кворума не было.
Первого марта акиму Аршалынского района районной прокуратурой внесено представление, в котором было предложено рассмотреть вопрос дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших при предоставлении земельных участков проступок, дискредитирующий государственную службу.
Но при этом ограничились лишь вынесением выговора главному специалисту отдела сельского хозяйства, земельных отношений и предпринимательства А.
Во втором квартале с 60 служащих были досрочно сняты наложенные взыскания.
Как показал анализ, процедура досрочного снятия взысканий производится с нарушением требований законодательства. В частности, уполномоченное лицо, наложившее взыскание, рассматривает представление о его снятии в течение пятнадцати календарных дней со дня его получения.
Представление о досрочном снятии взыскания с заместителя акима города Степногорска Б. внесено ненадлежащим лицом – руководителем аппарата акима Ж.
Аналогичные нарушения допущены при досрочном снятии дисциплинарного взыскания с ряда лиц в нескольких районах. В каждом из этих случаев уполномоченные лица не имели оснований для досрочного снятия взысканий. В связи с чем вышеуказанные акты подлежат отмене.