Деньги заканчиваются, а пациенты – нет

«ФОМС создает проблемы, финансирование недостаточное, несвоевременное. Штрафы, из-за которых у медицинских учреждений растет кредиторская задолженность, – «драконовские», принцип их начисления непонятен…»

На заседании общественного совета по противодействию коррупции областного филиала партии «AMANAT» подобные утверждения звучали в разных вариациях. Главные врачи медицинских учреждений Кокшетау и районных больниц, принявшие участие в заседании по видеосвязи, приводили весомые аргументы.

Буквально с первых минут обсуждения доклада директора областного филиала ФОМС Талгата Турмаганбета стало очевидным, что разговор выходит далеко за рамки обозначенной в повестке дня темы – «О мерах по недопущению коррупционных проявлений филиала по Акмолинской области НАО «Фонд социального медицинского страхования».

Никто из выступавших фактов коррупции не привел. Прозвучавшие на заседании громкие заявления некоторых общественников: «Деньги специально задерживают, «прокручивают», наживаются на процентах от вкладов» никто комментировать и обсуждать не стал, как бездоказательные и популистские. Тем более, что на просьбу привести факты слышали: «Это не в нашей области». В какой именно, тоже не уточняли.

Но у руководителей медицинских организаций действительно «накипело».

Одна из причин все возрастающих сложностей в работе, по мнению председателя общественного совета г. Кокшетау, много лет возглавлявшего городскую больницу, Серика Какенова, – система поступления денег из ФОМС: «Деньги поступают траншами, в основном идут на заработную плату. Отсюда – задолженности по налогам, коммунальным платежам. Зима приближается, некоторым районным больницам уголь не на что закупить». И далее: «Из своего опыта знаю, что рассчитать количество больных на весь год невозможно. Деньги заканчиваются раньше. Больные идут. Что, их не лечить?»

Главный специалист по вопросам охраны труда территориального профсоюзного центра Булат Жупинов: «Почему ФОМС одновременно и выдает деньги, и контролирует их использование, налагает штрафы?»

Директор Многопрофильной областной больницы, депутат областного маслихата Нурлан Жаров также убежден, что ФОМС не должен быть одновременно заказчиком услуг и финансовым оператором, эксперты которого налагают штрафы: «Противоречие заложено изначально: одной рукой дают деньги, другой изымают».

Нурлан Каирович привел примеры, подтверждающие, что критерии оценки и правила наложения штрафов не совсем понятны. Процедура проверок непрозрачная: «Штрафные санкции накладываются ретроспективно: в этом году штрафы за январь пришли в июне. Было снято 33 млн тенге. Односторонне, безапелляционно, без каких-либо уведомлений. Пока разбирались с январскими штрафами, за февраль снято уже 42 млн. За 6 месяцев – 246 млн. Значит, есть угроза, что наши пациенты недополучат качественную медицинскую помощь».

– Протоколы, представленные экспертами фонда, носят рекомендательный характер. Эксперт, будучи врачом-гинекологом, накладывает штраф за назначения врача-кардиолога высшей категории. Нет ни одного прецедента, чтобы фонд принял наши возражения. На наши письма просто не отвечают, – объяснял руководитель крупнейшей медицинской организации области. – Рассчитать точно годовой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в принципе невозможно. Медицинская организация это не завод. Заболевания носят сезонный характер. В первом квартале было недоосвоено порядка 30 млн тенге. Сняли. Во втором квартале переосвоили на 10 млн тенге. Перенести не дали. Почему? В июне, допустим, экстренных больных поступало намного больше, чем в другие месяцы года.

В целом же по области в прошлом году в бюджет вернули порядка 2 млрд тенге: не освоили. При этом практически у всех медорганизаций была кредиторская задолженность. Если бы была возможность гибкого перераспределения денег, то ее размер был бы намного меньше.

Подчеркнем, что на каждый из вопросов Талгат Турмаганбет ответил. Лейтмотив единый: «Мы действуем по утвержденным министерством правилам. Размеры и сроки оплаты от нас не зависят. Кредиторской задолженности у фонда нет. Есть задолженность медицинских организаций перед поставщиками».

По его словам, вся процедура закупа медицинских услуг осуществляется в электронном формате на портале госзакупок. Любое вмешательство со стороны фонда и других лиц исключается. В этом году медицинских услуг закуплено на 3,5 млрд тенге больше, чем в прошлом.

Объем закупок и поставщики медицинских услуг определяются региональной комиссией, в нее, помимо работников филиала фонда, входят представители органов здравоохранения, НПП РК «Атамекен», НПО.

Фонд – финансовый оператор, оплачивает оказанные услуги по установленному министерством тарифу. Размер авансирования в этом году подняли до 70%.

Мониторинг качества и объема медицинских услуг осуществляется в соответствии с едиными для всех правилами: проверяются соблюдение утвержденных стандартов оказания медицинской помощи, клинических протоколов диагностики и лечения, а также легитимность оказываемых услуг, обоснованность госпитализаций, наличие условий, необходимых для высокотехнологичной медицинской помощи, оказание ее пенсионерам, беременным женщинам и детям… В областном фонде 13 экспертов. В оговоренных правилами случаях приглашают сторонних специалистов.

По итогам первого полугодия количество выявленных дефектов и сумма штрафов в акмолинских медицинских организациях превышают показатель прошлого года на 25%: нарушение стандартов оказания медуслуг и завышение их объема, отклонение от протоколов диагностики и лечения.

Оплата услуг, оказанных в рамках ГОМП, целиком зависит от Министерства финансов. Как только выделенные государством деньги поступают, мы с больницами рассчитываемся. С услугами, оказываемыми по ОСМС, проблем меньше. Взносы аккумулируются в Нацбанке. Их достаточно. Поступают своевременно.

«Проблема носит страновой характер», – очень часто мы стали употреблять такое выражение.

И это не может не тревожить. Потому что количество и характер таких проблем служат важным показателем уровня профессионализма и ответственности лиц, принимающих законы и устанавливающих правила, препятствующие достижению декларируемых целей.

Буквально на прошлой неделе пресс-служба республиканского фонда заявила, что ФСМС не сможет исполнить обязательства перед медорганизациями из-за дефицита ликвидности и финансирования на сумму 571 млрд тенге: «ФСМС не имеет свободных денежных средств для выполнения своих финансовых обязательств».

Но больному нужна помощь, а не разъяснения, почему ее в полном объеме оказать не могут.

Житейское «на местах виднее», видимо, справедливо и в данном случае. Писать, звонить, требовать изменений. Очевидно, что предложения     практиков могут быть многократно ценнее многих иных.

– Мы должны показывать болевые точки и пути их решения, – руководитель областного центра крови Ермек Мухамедиев эту задачу сформулировал точно и лаконично.

– Фонд должен быть аналитическим центром, который разъяснял бы нам, над какими ошибками работать, – главный врач Шортандинской районной больницы Руслан Бутембаев солидарен с Нурланом Жаровым, говорившем о том, что нельзя во всем и вся обвинять главных врачей, якобы не ставших хорошими менеджерами.

Некоторые изменения Министерством здравоохранения уже анонсированы. Думается, что после поручений Президента, данных им в нынешнем Послании, этих изменений будет больше.

Сейчас же речь идет о едином пакете базовой государственной медицинской помощи, сокращении услуг, оказываемых в рамках ГОМП. Практически наполовину. Через систему страхования должно оплачиваться все, что сверх данного пакета. Выявляемых в ходе проверок приписок, вероятно, станет меньше после планируемого подтверждения QR-кодом каждого посещения больным лечебного учреждения.

Читайте также