Как же красивы и талантливы наши дети! – наверное, это самое главное и прекрасное впечатление от XV Национальных Дельфийских игр, триумфально прошедших в конце августа в Кокшетау.
И сколько же сил, времени, самоотверженности потребовалось от организаторов этого прекрасного, безупречно проведенного праздника искусства! Победителей в каждой из 25 номинаций определяли корифеи, творчество которых известно далеко за пределами нашей страны. Многие из членов жюри стали участниками круглого стола «Культурная корзина 2.0».
Не знаю, насколько справедливо расхожее «талантливый человек талантлив во всем», но бесспорно, что в их искренности, оригинальности, правоте суждений нет ни малейших сомнений. А ведь речь шла о феномене, все прочнее входящем в повседневную жизнь, – искусственном интеллекте.
Аббревиатура ИИ в нашем обиходе стала звучать чуть ли не чаще, чем, допустим, ЦОН. Становится все труднее распознать: смонтированы ли песенка, стихотворение за считанные минуты все тем же, лично мне непонятным, ИИ, или все-таки их создали живые, настоящие, думающие люди.
Дискуссия была столь горячей, выступавшие так эмоциональны, что отметить, кто именно говорит, часто не получалось. Поэтому позвольте просто изложить содержание двухчасового разговора единомышленников.
Скажу только: чаще других микрофон оказывался у Заслуженного деятеля РК, хорового дирижера Гульмиры Куттыбадамовой, певца Рината Малцагова, художника Лейлы Махат, заведующей отделением «струнные инструменты» павлодарского музыкального колледжа Яны Касьян… И, конечно, модератора дискуссии – руководителя Национального Дельфийского комитета РК Куралай Туспековой. Она мастерски то гасила накал страстей, то, наоборот, «дровишек подбрасывала».
А началось все спокойно: разбились на две команды, каждой предложили выбрать пять слов. Специальная компьютерная программа тут же превратила их в небольшое стихотворение. Гладенькое такое, рифмы «бьются», смысл какой-то есть. Во всяком случае, воспринималось оно намного лучше, чем вирши знакомых мне графоманов, провозгласивших себя поэтами.
Еще одна программа перевела плод «творчества» ИИ на казахский язык. А еще одна – положила на музыку. Исполненные «вживую», благо среди участников дискуссии певцы были, прозвучали они очень прилично.
Ну и? Так, может, действительно «Мавр» – коллективный человеческий гений «сделал свое дело» и «может уходить»?
НИКОГДА! Это консолидированное, выстраданное, аргументированное мнение мэтров, душой болеющих за будущее искусства.
«Ну, что, художники, мы должны «умереть»? Нас ИИ заменит? Как и врачей, юристов? Нас убивали много раз. Возникла фотография, потом кино… Появляются новые технологии, и каждый раз нам предрекают кончину. Но никогда и никто не убьет подлинные, высокие живопись, театр, музыку…
Я преподаю, 12 лет мы бегали за детьми, чтобы привлечь их в художественную школу. Бегали за абитуриентами. Теперь они приходят сами. Спрашиваю: «Зачем вы пришли?» «Мы хотим учиться рисовать». «Зачем?» «Чтобы рисовать». Эти дети не могут не рисовать, не могут не петь, не могут не танцевать. Не могут не творить.
ИИ «задолбается» убить всех художников в истинном и широком смысле этого слова. Его можно и нужно использовать как инструмент, но надо понимать, что сердце никогда ничто не заменит».
«Наверное, мы должны предлагать подобные задания детям. Пусть ИИ выдаст текст. Чтобы ребенок изменил то, что не понравится, погружался в процесс, осваивал стилистику, учился находить смысл. И вырабатывал свой стиль, единственный и неповторимый».
«В отношении людей искусства – это так. А вот некоторых наших министров надо бы на ИИ заменить».
«Для человечества в целом это девайс. Мы как дети, которым принесли новую игрушку. Сидели с другом в кафе, он предложил: «Накидай какие-нибудь слова. Я написал первое, что на ум пришло. Тут же – песня. Прикольные попсовые композиции. Даже хитовые. Три из них я взял в работу, исполняю.
Знаю трех талантливых композиторов в Алматы, которые перестали писать: «Все. Наша профессия закончилась». Если создание произведения – источник заработка, то да, закончилась. Помните, если можешь не писать, не пиши. Это о них. Но не о тех, кто пишет сердцем».
«Я много раз думала, кем бы я хотела быть еще. Могу многое. Но я люблю петь, люблю хор и занимаюсь хором. И ничем иным заниматься не хочу. Хотя за это платят совсем немного.
Знаю, что есть композиторы, поэты, которые обращаются к этим программам. Шлепают песенки, стихи как пирожки. Но в них нет души, нет сердца. Я никогда не предложу своему хору такое «произведение». Любовь к искусству и желание творить доступно только человеку».
«ИИ – это обычный функциональный помощник. Не более того. Он работает, как и человеческий мозг. Алгоритм общий, такой же, как и у вас, когда вы творите, сочиняете музыку и стихи. У каждого есть багаж, у ИИ он побольше, чем у отдельного человека. Происходит генерация текста, формируются образы, компиляция. Многое зависит от того, насколько качественные тексты уже загружены. Можно генерировать простые вещи, можно более сложные. Дети должны думать. Надо учить их отделять зерна от плевел».
«Дал ученикам задание найти понравившуюся картинку. Потом: сочинить по ней небольшую музыкальную пьесу. Как они это сделали! Причем большая часть – в стиле казахских кюев. Поразило, что ребенок через картинку и музыкальное произведение раскрыл свою внутреннюю проблему. Ну какому ИИ это под силу?»
«Наша задача – найти пути, чтобы человек управлял ИИ, а не он нами. Чтобы могли предложить нашим детям альтернативы. Создать синтез ИИ и разума, таланта людей искусства».
P.S. Возвращалась после этой дискуссии и почему-то вспоминались бессмертные слова Тютчева о природе: «Не слепок, не бездушный лик… В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Ирина БАУДИНОВА.