Зависимость личная, беда – общая

Наркотики, алкоголь содержат психоактивные вещества, вызывающие зависимость. Разрушают мозг, печень, весь организм. Лудомания формируется без химических веществ. На этом специфика практически исчерпывается».

Так врач-психотерапевт, руководитель медико-психологического центра им. Х. Бижанова Гульшат Хасенова отвечает на вопрос о том, чем лудомания отличается от иных видов зависимости.

Чем дольше человек подвержен болезненному влечению к играм, тем очевиднее общие черты с иными видами зависимости: «Невроз, человек не может справиться с доминантной мыслью об игре, дает обещания себе и окружающим. Не выполняет их. Со временем начинает преобладать деструктивное поведение. Разрушаются семейные, социальные связи. Депрессия. Последствия поведения начинают влиять на психику. Дальше идет психосоматика».

Люди какого типа и почему становятся лудоманами? Однозначного ответа в науке нет. Во всем мире в зависимость попадают люди разного возраста, профессий, принадлежащие различным социальным стратам. И часто – далеко не к маргинальным, а вполне обеспеченным, находящимся отнюдь не на низших ступенях общественной иерархии.

Общим для всех, по мнению психотерапевта с большим стажем Гульшат Хасеновой, является дефицит энергии азарта, неумение извлечь его из деятельности, которая пошла бы на пользу самому человеку, его семье, а по большому счету – всем.

Почему так случилось? Причины, конечно, разные, но чаще всего зависимость (или предпосылки к ней) начинают формироваться в подростковом возрасте из-за дефицита внимания, позитивного влияния близких.

– Родители заняты своими делами, зарабатывают деньги на семью, – разъясняет ситуацию Гульшат Жамильевна. – Подросток далеко не всегда находит безопасное и достойное место в социуме. Часто учеба ему не интересна, со временем рутиной, требующей усилий и усидчивости работой заниматься ему не хочется.

Первый пациент, страдающий лудоманией, обратился в центр им. Х. Бижанова лет шесть назад. Вернее, обратились его родители, буквально привели за руку. Работала она со всей семьей. В зависимость впал один член семьи, страдают от этого все. Проблему решить тоже можно только совместно.

В этом случае – получилось. Отец владел СТО, его удалось убедить, что подсобные работы молодого человека увлечь не могут, необходимых сильных и положительных эмоций не принесут. Доверил ему компьютерную диагностику автомобилей. Постоянное общение, благодарность клиентов за квалифицированные консультации оказались лучшей психотерапией.

Но это вовсе не означает, что опасность вернуться к игре исчезла навсегда. Гульшат Жамильевна цитирует слова одного из своих пациентов: «Чувствую, что игроман во мне все еще сидит. Как только появляются деньги, он поднимает голову: «Надо сыграть. Можно приумножить».

Часто и много лет спустя после того, как зависимость удалось преодолеть, вновь появляется тяга. Еще один из пациентов делился: «Не хочу играть, все понимаю. Но вдруг какой-то щелчок в голове. И я не могу сопротивляться».

И это еще один аргумент в пользу того, что работать надо со всеми членами семьи. Чтобы и они могли во время этот «щелчок» услышать, отвлечь, помочь не вернуться к прошлому.

– Когда пациент сказал: «Мама, выйди. Подожди за дверью», я поняла, что он в наш кабинет уже не вернется, – с горечью говорит доктор. – Пришел по настоянию мамы, желания избавиться от зависимости у самого нет. А без этого помочь очень сложно.

Как правило, на первой стадии формирования зависимости человек не понимает (или не хочет понимать), в какую трясину он вступает, думает, что это временно и преодолимо. Поначалу срабатывает банальное «хочу – играю, хочу – не играю». На этой стадии человек может пребывать годами. Помочь можно, лишь ненавязчиво создать более сильную позитивную мотивацию.

А позже приходит понимание того, что не играть он не может: «Я зависим. Сам не справлюсь». Но вот перерастет ли это осознание в стадию принятия решений: «Дальше так жить нельзя. Потеряю все. Надо выбираться»… Увы, далеко не всегда и не у всех.

Но пытаться поддержать человека, помочь ему, конечно, надо. Главное для отчаявшихся родственников – не обращаться к самозванным целителям и знахарям. Дорого и бесполезно. Обращаться нужно к специалистам.

Читайте также