Екатерина Шелестова: «Жить надо по совести»

Первого сентября принимать поздравления с юбилеем будет ветеран труда Екатерина Шелестова. Возраст просит не указывать: «Я всегда была женщиной без возраста. Хочу и дальше такой оставаться…»

Детство нашей героини прошло в колхозе «Красный май» Кокчетавского района (ныне – Зерендинский район). До войны деревушка насчитывала 30 домов. Жили небогато, но дружно, и горе, и радость делили на всех.

Страшным ударом стала для колхоза весть о войне. Мужчины ушли на фронт, девушки – на приборостроительный завод, выпускать патроны и винтовки для фронта, мальчишек постарше забрали на строительство аэродрома в Петропавловск… В деревне остались только женщины, старики и дети, на чьи плечи легла непосильная ноша – вести колхозное хозяйство.

– Ежегодно увеличивались планы поставки фронту сельхозпродукции, росли посевные площади, не хватало рабочих. Здесь и пригодились наши руки: дети помладше ухаживали за огородами и скотом, выходили на прополку пшеничных полей, сборку колосков и металлолома, постарше – становились погонщиками коров и быков, участвовали во всех полевых работах. Нередко получали травмы – мне тоже досталось, да так, что на всю жизнь хватило…– вспоминает Екатерина Павловна.

А нужно было еще и учиться. Одевались во что придется, писали на старых книгах и газетах, вместо чернил разводили сажу… Но тяга к знаниям у Кати Шелестовой была настолько сильной, что в семилетку она ходила одна за 18 километров… Ей даже прозвище дали – Ломоносова, в честь великого ученого, который с обозом в Москву пришел.

Рабочие руки из колхоза отпускали неохотно. Первый раз Катю вернули, с милицией забрав со вступительных экзаменов в Щучинское педучилище. На следующий год за упрямую абитуриентку заступился директор училища. И не ошибся: экзамены Шелестова сдала хорошо, училась легко, и на четвертом курсе Владимир Иванович предложил ей перейти на очное отделение. В те времена такой диплом открывал совсем другие двери…

В июне 1954 года по комсомольской путевке молодая учительница прибыла на целину, в Рузаевский район, куда ее направили в строящийся Ждановский совхоз для организации средней школы. Все работы по строительству выполнялись руками учителей, но жаловаться было некогда: школа должна была открыть двери в сентябре.

Трудностей было много, учителей не хватало. Приходилось работать в две смены, заменять педагогов почти по всем предметам. Во время уборки урожая учителя со старшеклассниками ночами трудились на совхозном току, на погрузке и отправке зерна на элеватор.

– Несмотря на трудности, работать с детьми мне очень нравилось, и было жаль расставаться с ними, когда через два года меня направили инструктором в школу противовоздушной обороны, а затем поставили начальником, – рассказывает Екатерина Павловна. – Мы готовили организации и объекты народного хозяйства к возможному нападению противника. К счастью, холодная война не переросла в открытое противостояние…

В апреле 1965 года, когда международная ситуация стабилизировалась, школу ПВО закрыли, а Екатерину Шелестову пригласили на должность инструктора орготдела, затем старшим референтом Кокчетавского облисполкома. В тот период началась основательная работа по нормализации деятельности органов власти на местах. Организовывались новые районы, создавались райисполкомы и сельские советы, привлекались новые кадры. Работники облисполкома постоянно оказывали им необходимую помощь, а это значит – постоянные командировки, перегрузки и снова учеба… Екатерина Шелестова получила в Москве сначала высшее педагогическое, а затем – экономическое образование. Все это, а также общественная деятельность – лектор, общественный защитник, народный заседатель – отразилось на состоянии здоровья.

После выхода на заслуженный отдых появилось столько свободного времени, что сначала Екатерина Павловна даже растерялась: она не привыкла так много отдыхать. Отдушиной стал клуб «Акбулак – Родник» при городском совете ветеранов, где она пела в хоре и активно участвовала в мероприятиях.

– Выросла в песенном краю. Мама очень любила петь, у нее был изумительный голос. Часто на хуторке звучала задорная частушка. Сейчас чувствую себя «последней из Могикан» – уйдет наше поколение, уйдет и частушка, – говорит она.

Чтобы сохранить этот пласт народного творчества, Екатерина Павловна выпустила два сборника частушек, собрав и те, что пели в совхозе, и те, что слышала в командировках. Так и получился сборник «Песни родной стороны» из двух книг, куда вошли более двух тысяч (!) частушек. К 75-летию Победы вышла третья книга – сборник «Песни, опаленные войной». Весь тираж автор раздает – в библиотеки, дворцы культуры, учебные заведения – везде, где еще жива самодеятельность, и где сборники не будут стоять на полке, а принесут пользу.

Сейчас ветеран труда и труженик тыла по-прежнему много читает, всегда рада общению, старается быть в курсе всех событий. За добросовестный труд Екатерина Шелестова награждена шестью медалями, четырьмя знаками «Победитель соцсоревнования», дипломами и почетными грамотами… Но самой большой наградой для нее служат добрые слова, которые говорят ей при встрече: «А помните, однажды вы мне так помогли…»

– Судьба никогда не баловала меня. Но я всегда была твердо уверена: жить надо по совести, своим трудом. И мне не в чем упрекнуть себя. Может, поэтому на моем пути попадалось столько хороших людей. И сейчас слова плохого ни о ком сказать не могу, ни разу ни с кем не было конфликтов, ни в рабочих коллективах, ни с соседями, – отмечает Екатерина Павловна.

Читайте также