«Г., 1985 года рождения, проживает в селе П. Сандыктауского района. Имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей 2010 и 2021 г. р. Состоит на учете у врача-нарколога, так как злоупотребляет спиртными напитками.
В законном браке не состоит, проживает с сожителем Н., 1974 г. р., который также злоупотребляет спиртными напитками. Официально не трудоустроена, нигде не работает. За время проживания в селе П. Сандыктауского района характеризуется отрицательно. Привлекалась к административной ответственности по ст. 127 ч.1 КоАП РК (невыполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей). В отношении гр. Г. имеются жалобы от работников сельского акимата, школы: злоупотребление спиртными напитками, антисанитария в доме.
Ранее неоднократно Г. и ее сожителю делались замечания участковым инспектором, работником сельского акимата, однако положительных изменений нет».
Мы процитировали представления сотрудников органов внутренних дел Сандыктауского района, заканчивающихся фразой: «Прошу членов совета общественности рассмотреть поведение…» Вот еще несколько цитат:
«П., 1984 г. р., проживает в селе С. Сандыктауского района. Состоит на учете в отделе полиции по категории «неблагополучная семья». На иждивении имеет двух несовершеннолетних детей. Проживает совместно с супругом Н., 1982 г. р., который работает в селе в качестве пастуха. Супруг в злоупотреблении спиртными напитками замечен не был, жалоб не поступало.
П. официально нигде не работает, была замечена в злоупотреблении спиртными напитками. Состоит на учете у врача-нарколога. Ранее привлекалась к административной ответственности по ст.127 КоАП РК за неисполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей.
Неоднократно совместно с отделом образования проводились обследования жилищно-бытовых условий, в это время она находилась в нетрезвом состоянии. На замечания не реагирует, на путь исправления не встает.
Дочь П., 2008 г. р., в период обучения в школе неоднократно самовольно уходила из дома, а именно: уезжала в г. Атбасар без разрешения родителей, в результате чего была поставлена на индивидуальный учет в отдел полиции по категории «беспризорный, безнадзорный».
«К., 1992 г. р., проживает по адресу: с. Б. Сандыктауского района. Состоит на профилактическом учете в отделе полиции по категории «лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание». Проживает один.
К. в данное время не работает, неоднократно замечен в злоупотреблении спиртными напитками. На учете у врача-нарколога не состоит. На фоне употребления спиртных напитков совершает противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений в отношении бывшей жены: нанесение телесных повреждений, битье оконных стекол. Неоднократно привлекался к административной ответственности. На постоянной основе с К. проводится профилактическая работа, однако должных выводов он не делает, на путь исправления не встает».
В каждом из этих документов – боль за будущее односельчан, детей, живущих в этих семьях… И понимание того, что одними взысканиями и наказаниями этим людям не помочь. Пытаться вернуть их в нормальную жизнь можно только всем миром.
Потому и созданы по инициативе областного департамента внутренних дел в акмолинских районах и городах советы общественности.
На примере Балкашинского сельского округа мы видим, что вошли в них люди, чье слово для самого заблудшего человека дорогого стоит.
– Прекращай уже пить, а то попадешь к Руди, – так «из уста в уста» предупреждают других не только сандыктауцы, чьи дела уже рассматривали на заседаниях совета, но и те, кому приходилось попадать к Валентине Константиновне в пору ее работы в районном отделе полиции.
И звучит это уважительно, часто с благодарностью. В этих краях живет Валентина Константиновна с раннего детства, сюда же вернулась, получив профессию педагога. Работала в сельской школе, в Доме пионеров, а в 1991 году пригласили молодую энергичную даму в органы внутренних дел.
Мы помним что это было за время… В селах, конечно, было поспокойнее, чем в городах, но инспектору по делам несовершеннолетних Валентине Руди работы хватало. Все 10 лет, что работала она с непростыми подростками, трудными детьми и их семьями, столько бессонных ночей: «Не смогла, наверное, надо было…» и столько радости: «Получилось! Учится, работает!»
Бывает, что и сейчас подходят к ней взрослые люди: «Помните меня? Спасибо. Если бы не Вы…» Помнит, конечно, помнит. Ведь в каждого вложила частичку души и сердца.
И сегодня, выйдя на заслуженный отдых, не может стоять в стороне от проблем родного района, пройти мимо попавших в беду людей. Как и другие ее земляки, вошедшие в совет общественности, который она возглавляет с момента его создания.
– Ну что же так-то, такой мальчишка в школе был хороший, учился неплохо, – так Галина Деобальд по праву обращается ко многим попавшим в поле зрения совета людям. Сотни сандыктауских ребятишек она учила «разумному, доброму, вечному». Готова помочь и сегодня, если в силу разных причин бывший ее ученик сбился с пути. Ее материнское, учительское слово на заседаниях совета подчас весомее многих нотаций и информации о предусмотренном законом наказании.
Другой член совета Молдыбай Байжигитов, выглядящий гораздо моложе своих 80 лет, с полным на то основанием может сказать: «Посмотри на меня. Никогда не пил, до сих пор спортом занимаюсь. Дети, внуки с меня пример берут. А ты о своих детях подумал? Что с ними будет?»
Увещевания, беседы важны и нужны каждому человеку. Но, помимо этого, на заседаниях совета принимают по сути программу реабилитации для каждого вызывающего тревогу человека.
Работники органов социальной защиты, акимата тут же предлагают варианты трудоустройства, помощь в оформлении документов, необходимых для получения социальных пособий и выплат.
Но иногда звучит и такое: «Либо ты лечишься от алкоголизма, либо будем ходатайствовать о лишении родительских прав». Как правило, в том случае, если человек в поле зрения совета попадает не впервые и выводы сделать не смог.
К счастью, таких немного. Большая часть все-таки выводы делают. Ведь им помогли и словом, и делом. Да и знают, что в любое время придут в дом, посмотрят, чем заняты, чем детей кормят. Соседей попросят присматривать. Уважаемым в селе людям никто не откажет.
Собираются заседания совета не реже одного раза в два месяца. Бывает и чаще. Достаточно первому заместителю начальника Сандыктауского отдела полиции Букену Сейтжанову позвонить Валентине Руди: «Нужна помощь. Столько проблем накопилось».
А бывает, что и на улице подойдет человек отчаявшийся: «Помогите. Сам не справлюсь». И это ли не самый весомый аргумент в пользу того, что такие советы важны и нужны? Особенно если входят в них такие люди, как в Балкашинском сельском округе.
Сандыктауский район.
Фото из архива совета.