С каждым годом цифровизация все прочнее входит в нашу жизнь. Мы привыкли к тому, что еще 20 лет назад считали фантастикой: говорим по видеосвязи, расплачиваемся электронными деньгами, искусственный интеллект пишет книги, дети заходят в школы по фейс-ID, за стадами в поле наблюдают, запуская дрон… О значении и перспективах цифровизации рассказывает руководитель областного управления цифровизации и архивов Нурбол Утебаев.
– Нурбол Юсуфович, основная деятельность ведомства под Вашим руководством – обеспечить связью регион. Как проходит этот процесс?
– Без связи нет цифровизации, невозможно быстро и качественно получить актуальную, доступную, достоверную информацию. На сегодняшний день города областного значения и районные центры обеспечены широкополосным доступом в интернет. Это позволяет отправлять данные большого объема и обеспечивать устойчивый выход в интернет. Однако в некоторых селах проблема со стабильной мобильной связью остается.
Над этим мы совместно с операторами связи работаем по плану, согласованному с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Разработана «Дорожная карта», согласно которой до 2027 года будут подключены к волоконно-оптической линии связи населенные пункты, где отсутствует широкополосный доступ к сети интернет, также установлены 102 антенно-мачтовых сооружения. Тогда доля обеспечения мобильной связью и интернетом населения региона значительно повысится.
Согласно официальным данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам, в настоящее время из 16 видов связи всего лишь по четырем наблюдаем спад. Перестают быть актуальными услуги междугородной и международной связи, идет на снижение аналоговая и цифровая связь. Услуги мобильной связи, почтово-курьерской деятельности остаются стабильными, количество абонентов сотовой связи и интернета непрерывно растет.
– Часто акмолинцы жалуются на неудовлетворительное качество связи. Не говоря уже о сельской местности, даже в областном центре кое-где связь оставляет желать лучшего…
– Работа в этом направлении ведется непрерывно. Начата разработка «Дорожной карты» по расширению дополнительного покрытия мобильной связью. В Кокшетау уже работают девять баз стандарта 5G, до конца года планируется установка еще пяти станций. Определены «белые пятна» областного центра, где по каким-либо причинам недоступна связь, хотя по документам эти места находятся в зоне покрытия.
Это может быть по разным причинам: чаще всего между пользователем и базовой станцией есть какие-то физические препятствия. Или, к примеру, в пос. Застанционном мы столкнулись с таким случаем: когда ставят устройство для усиления связи одного оператора, тем самым автоматически создаются помехи и ухудшается качество связи других операторов.
– Что делать жителям в таком случае?
– Обращаться к нам. Недавно в соответствии с законом РК в управление передана функция контроля качества услуг, оказываемых операторами связи. Теперь мы можем принимать меры – штрафовать физических и юридических лиц в случае выявления нарушений. В 2024 году «белые пятна» будут отработаны с мобильными операторами.
– Как проходит цифровизация организаций образования? Все ли школы обеспечены интернетом?
– Для тех мест, где нет мобильной связи,организации образования обеспечиваются спутниковой связью. Если в школе отсутствовал интернет, там устанавливается абонентский терминал высокоскоростного спутникового интернета Starlink. Всего планировалось обеспечить связью 264 школы. В 234 работы завершены, остальные 30 в работе. К началу учебного года планируем завершить. Тогда обеспечение интернетом организаций образования по региону будет полным.
В целях обеспечения безопасности в 50 школах города установлено около тысячи видеокамер. И эту работу мы тоже планируем продолжать.
– Какие проекты в сфере цифровизации Вы считаете наиболее перспективными?
– Речь идет не только о перспективности некоторых инициатив, но и о пользе, которую они принесут людям. К примеру, по поручению администрации Президента в регионе внедряется телеграм-бот, куда жители могут пожаловаться на наличие несанкционированных свалок, больших скоплений мусора. Актуально? Да, конечно. Полезно? Безусловно. Заявки принимаем и отрабатываем с соответствующими госорганами – управлениями и отделами ЖКХ акиматов районов и городов. В пилотном режиме этот проект реализуется совместно со «Smart Aqmola».
После поручения Главы государства о развитии Щучинско-Бурабайской курортной зоны, аким области Марат Ахметжанов дважды проводил совещания, в том числе поднимая и вопрос о качественной связи в Бурабае, Щучинске, Зеренде и Акколе. Нашему управлению было дано поручение совместно с управлением туризма обеспечить повышение качества связи. Одним из препятствий стали особенности ландшафта, из-за которых сотовая связь сейчас работает не везде.
Инициативная группа Сената поручила разработать геоинформационный портал для обеспечения доступности информации по автомобильным дорогам. Продолжается работа по разработке регламента и обеспечению доступа к заполнению данных.
– Насколько продвинулось обеспечение видеокамерами стройплощадок? Где они установлены и у кого есть доступ к видео?
– В первую очередь видеокамеры установлены для обеспечения наблюдения за ходом строительства жилья в паводковых зонах. В Акмолинской области таким образом оборудованы 10 пунктов в Иванковке, Капитоновке Буландынского района, городах Есиле и Атбасаре. Доступ к видео не ограничен, то есть любой желающий может зайти на сайт акимата области и в режиме реального времени посмотреть, как продвигаются работы, а если интересно, то и сравнить динамику с соседними областями.
Также по поручению акима области Марата Ахметжанова видеонаблюдение установлено на стройплощадках девяти комфортных школ, онлайн-трансляция ведется круглосуточно.
– Все чаще мы слышим про использование искусственного интеллекта. Он и картины рисует, и может выступать собеседником, и книги переводит… Каковы планы по использованию в госорганах такого «искусственного помощника»?
– Это очень интересная тема, требующая отдельной беседы, наверное. Я лично считаю, что это удобный инструмент в повседневной жизни и пользуюсь им, например, для продуктивного планирования выходного дня, поиска наиболее безопасных и доступных туристических маршрутов, или когда ребенку нужна помощь в каких-либо бытовых ситуациях.
Но в случае использования искусственного интеллекта в госорганах на первый план выходит проблема конфиденциальности информации, так как все данные, которые будут загружены в Googlе-переводчик или GPT-чат, остаются на сервере приложения. Поэтому сейчас проводится тщательное изучение и анализ возможности применения этой технологии. Понятия «информационная безопасность» и «кибергигиена» с каждым днем становятся все более актуальными.
– Все больше молодых людей сейчас выбирают IT-профессии. Насколько актуально сейчас классическое вузовское образование в этой сфере?
– Мы всецело поддерживаем разработки и инициативы IT-направления. В прошлом году открыто представительство международного технопарка IT-стартапов «Astana Hub – Региональный IT-хаб «Aqmola Hub». Совместно со «Smart Aqmola» здесь проводятся хакатоны, где молодые люди представляют свои стартап-идеи.
Нужно сказать, молодежь активно обращается в отделение «Smart Aqmola», чтобы получить консультации, поддержку и дальнейшее продвижение проектов – от помощи в разработке идеи до финансирования и юридических консультаций. Здесь помогут правильно оформить авторское право, получить патент, масштабировать проект – к примеру, объяснят, как открыть ИП, арендовать офис…
Обучение в сфере IT сейчас подразумевает получение знаний по достаточно узким направлениям – от искусственного интеллекта до программирования. Все более востребованной становится креативная индустрия. Преимущество IT-профессий в том, что можно учиться самому, получая необходимую информацию в онлайн-формате. Не выходя из дома, можно разработать проект, получить всю необходимую информацию и даже поддержку. Сфера IT очень активно развивается, и все больше молодежи пробует свои силы в новых направлениях.
– Насколько доступна цифровизация разным возрастным группам? Если маленькие дети чуть не с пеленок привыкают к сотовым телефонам, то как с этим справляется старшее поколение?
– Цифровизация проникает во все сферы жизни человека, хотим мы этого или нет. И со временем этот процесс будет становиться все интенсивнее. Мне кажется, что большей частью пожилому поколению охотно помогают дети и внуки. С каждым годом наши бабушки и дедушки становятся все более активными пользователями интернета. Начинается все с видеозвонков родственникам, затем они осваивают социальные сети, постепенно привыкая к уровню цифровизации современной жизни…
На стадии активного внедрения цифровизации мы проводили обучающие курсы для пожилых людей, однако с каждым годом необходимости в этом становится все меньше. К примеру, в ЦОНах есть уголки самообслуживания, где людям пенсионного возраста помогает персонал, объясняют, как и что нужно делать.
Ежегодно совместно со «Smart Aqmola» мы проводим обучение, но желающих постепенно становится меньше. В случае необходимости мы всегда готовы помочь, для этого у нас есть и центры, и обученный персонал. Пока такой запрос не поступал.
Беседовал Султан ГАЛЫМОВ.