Впервые в Кокшетау традиционная августовская конференция педагогических работников региона состоялась в формате саммита с участием искусственного интеллекта. В этом году тема пленарного заседания посвящена цифровизации «DIGITAL Kazakhstan: образование в новой реальности» и воспитательной работе в рамках «Біртұтас тәрбие бағдарламасы». Педагоги подвели итоги прошедшего учебного года и поделились планами.
Когда новшества эффективны
В «Bolashaq saraiy» работники образования из разных регионов области посетили выставку «DIGITAL Kazakhstan: образование в новой реальности», где были представлены разработки и достижения цифровых технологий в системе образования региона. Каждый проект по-своему уникален. К примеру, ортез для ребенка был собран командой преподавателей Дворца детства и юношества «Bolashaq saraiy». Инновацию разработчики представили на соревнованиях «Мейкатон ТОМ: Almaty», где заняли третье место.
– Наша команда помогала маленькой Алие с ДЦП из Алматы, мама которой обратилась в Мейкатон. Правая рука ребенка с рождения не двигалась, была парализована. Для нее мы разработали ортез – внешнее медицинское приспособление для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной системы. При конструировании ортеза, сняв размеры руки и определившись с габаритами приспособления, использовали турбокаст – низкотемпературный термопластик, снаружи обшили его мягкой тканью. Сейчас девочка может двигать рукой и пальцами, держит сама предметы, – рассказал мастер производственного обучения, преподаватель «Bolashaq saraiy» Алихан Аминов.
Команда разработчиков ортеза хотела бы свою разработку поставить на поток, но для этого нужен, конечно, инвестор.
Еще один не менее интересный проект SmartOquAI – образовательный ресурс, разработанный командой школы-гимназии №11 г. Кокшетау в рамках летней школы для педагогов.
– Благодаря этому проекту наши учителя приобретают навыки аналитического мышления, программирования и технологической грамотности. Образовательный ресурс позволил разнообразить уроки, повысить интерес у учеников. Создавая необычные презентации, задания благодаря нашей платформе, педагоги не теряют времени на поиски того или иного материала, а больше уделяют его учащимся. Поэтому, думается, что со временем наш образовательный ресурс возымеет популярность и в других школах региона, – поделилась учитель информатики ШГ № 11 Асемгуль Сундетова.
Сотрудничество и взаимодействие
В работе пленарного заседания участие приняли заместитель акима области Алтынай Амренова, директор департамента дошкольного образования Минпросвещения РК Манара Адамова, представители областного управления и отделов образования, педагоги, методисты и воспитатели. Кроме того, были приглашены международные гости – советник по образованию посольства Турецкой республики в Казахстане Омер Инан, основатель международной академии «Global Sapa» Тлектес Шингужинова, ректор университета Webster, доцент кафедры специального (инклюзивного) образования Стефани Махмуд (США).
– Глава государства всегда подчеркивает важную роль педагога в обществе, а в обучении и воспитании учитель является важнейшим и определяющим звеном. Благодаря вашей высокопрофессиональной деятельности, активной гражданской позиции мы смогли обеспечить системную работу сферы образования, реализацию поставленных целей и задач, – отметила заместитель акима области Алтынай Амренова.
Советник по образованию посольства Турецкой республики в Казахстане Омер Инан рассказал о проделанной работе и успехах в образовании для двух государств: «Между Казахстаном и Турцией подписано 18 соглашений в сфере образования. Также хотел бы отметить Межправительственное соглашение, вступившее в силу 10 мая 2024 года, согласно которому предусмотрен обмен учебными материалами и опытом в области образовательных технологий между руководителями школ и учителями двух стран».
Также обсуждались программы студенческой мобильности и студенческие гранты двух стран. Основатель международной академии «Global Sapa», заслуженный работник образования РК Тлектес Шингужинова рассказала о международном опыте инклюзивного образования, сочетающим лучшие практики. Ректор университета, доцент специальной кафедры Стефани Махфуд рассказала о программе обучения на факультете мультидисциплинарных исследований университета Webster (США). Она же является координатором программы сертификации специалистов специального (инклюзивного) образования.
– Одна из главных задач государства – воспитание конкурентоспособной личности. Развитие детей в раннем возрасте – это вклад в успешное будущее государства, – отметила в своем выступлении и.о. руководителя областного управления образования Айнагуль Балташева.
Педагоги, работающие в городских, районных и сельских школах, показали свои передовые разработки, поделились опытом. К примеру, учитель истории общеобразовательной школы № 2 села Астраханки, победитель республиканской педагогической олимпиады «Талантливый учитель – одаренным детям» Шамиль Зайкенов представил свой подход в преподавании с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей на уроках истории:
– Преподавая историю, столкнулся с проблемой: слишком много текста, детям трудно усваивать его без наглядных пособий. На помощь пришли новейшие технологии. Искусственный интеллект и нейронные сети помогут визуально изобразить практически любую информацию, дошедшую до наших дней в письменном формате…
За труд – награда
В завершение заседания за многолетний добросовестный труд в системе образования ряд педагогов были награждены медалью министерства «Еңбек ардагері» и нагрудным знаком «Ыбырай Алтынсарин». Наградили школы области, вошедшие в рейтинг «100 лучших олимпийских школ страны» по итогам республиканской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Среди них – кокшетауские лицей-интернат «Білім-Инновация», многопрофильная гимназия «Таңдау» № 5, школа-гимназия № 13 «ЭКОС» и IT лицей-интернат «Білім-инновация» города Щучинска. Руководителям школ вручены сертификаты на сумму десять миллионов тенге.
Также подвели итоги работы среди образовательных учреждений региона. Лучшей организацией среднего образования стала общеобразовательная школа села Родина Целиноградского района, получив грант на 22 миллиона тенге. Лучшая организация, предоставляющая техническое и профессиональное, послесреднее образование, Многопрофильный инновационный колледж села Красный Яр, получила грант в размере 20 миллионов тенге.